Педагогика

ИНТЕРВЬЮ (в психологии)

способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. В сравнении с анкетированием предполагает большую свободу опрашиваемого в формулировке ответов, большую развернутость ответов. Часто вопросники для И. строятся по типу анкет социологических, ставящих целью получение распределения типичных ответов по большому кол-ву вопросов. Такой подход нужен лишь на первой стадии исследования, для первичной ориентировки в проблеме. Вопросники могут дать ценные результаты для дальнейшего уточнения изучаемых свойств и выдвижения новых гипотез.

Различаются два вида И.:

1) И. свободные — не регламентированные темой и формой беседы;

2) И. стандартизованные — по форме близкие к анкете с закрытыми вопросами.

Границы между этими видами подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников определяется наличием и формой вопросов, уровнем получаемой информации — богатством и сложностью ответов.

В ходе беседы интервьюер может попасть в одну из следующих ситуаций:

1) респондент (опрашиваемый) знает, почему он поступил или поступит так, а не иначе;

2) респонденту недостает информации о причинах своего действия;

3) И. ставит целью получить симптоматическую информацию, хотя респонденту она такой не кажется.

Конкретная ситуация определяет применение разных методов интервьюирования. В первом случае достаточно использовать упорядоченный, строго направленный вопросник. В двух др. ситуациях требуются методы, предполагающие сотрудничество респондента при поиске необходимой информации. Примеры таких методов — И. клиническое и И. диагностическое.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики