Педагогика

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ

формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Понятие И. было введено французскими психологами (П. Жане, Ж. Пиаже, А. Валлон и др.). В отечественной психологии И. трактуется как преобразование структуры внешней предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания, т.е. как превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологи — ческие (внутриличностные) отношения с самим собой. Ее нужно отличать от любых форм получения «извне», переработки и хранения «внутри» психики знаковой информации (восприятие и память). Понятие И. было распространено П.Я. Гальпериным на формирование умственных действий. И. составила основу понимания природы внутренней деятельности как производной от внешней, практической деятельности с сохранением того же строения, выразилась в понимании личности как структуры, образующейся путем И. социальных отношений.

В теории деятельности И. — это перенос соответствующих действий, относящихся к внешней деятельности, в умственный, внутренний план. Этот перенос осуществляется через ряд этапов: этап составления схемы ориентировочной основы действия; этап формирования действия в материальном (или материализованном) виде; этап формирования действия как внешнеречевого; этап формирования действия во внешней речи про себя; этап формирования действия во внутренней речи.

Т.о., умственное действие, которое так не похоже на породившее его внешнее, материальное, есть продукт поэтапного преобразования, поэтапной И. последнего.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики