Педагогика

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ

сложное свойство человека, выражающееся в настроенности на культуру, на разум, на понимание, ощущение ценности и необходимости культуры. Это скорее совокупность личностных и интеллектуальных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым передовой частью общества к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте — к людям, которые считаются носителями культуры. И. — свойство прежде всего высоконравственное. И. в обыденней жизни используют как синоним порядочности, честности, правдивости, благородства, принципиальности, тактичности, совестливости. Все эти признаки высоконравственного человека в варианте И. сочетаются еще и с достаточно большими интеллектуальными возможностями. Говоря образно, И. — это умная совестливость (или совестливый ум).

Одна из самых существенных черт человека, отличающегося И., — преклонение перед красотой и истиной. И. подразумевает ясное представление человека о личной моральной ответственности за все, что происходит вокруг. Люди, наделенные И., не спешат обвинять других, они ищут причины личных и общественных неполадок прежде всего в себе, думают о том, чего не смогли или не захотели сделать сами, кому не помогли, чему не способствовали. Конъюнктурность, приспособленчество, карьеризм, двурушничество чужды И. В период господства коммунистической диктатуры многие действительно интеллигентные люди терпели значительный ущерб, были не у дел из-за неспособности двоедушничать, выдавать черное за белое, быть в услужении у бюрократов и партократов. Подлинно интеллигентные люди отличаются скромностью, неприхотливостью, бескорыстием, никогда не выпячивают своих заслуг, избегают разговоров о себе, борются с проявлениями у себя честолюбия, тщеславия и т.д. И. — синоним прогрессивной общественно-политической направленности. Пожалуй, нет ни одного положительного нравственного качества, которое было бы чуждо И. А из этого следует, что И. обладают все культурные, нравственные люди вне зависимости от классовой или профессиональной принадлежности. В произведениях А.П. Чехова мы находим образы интеллигентов, чаще всего не вписывавшихся в тогдашнюю действительность: доктора Дымова из «Попрыгуньи», Гурова из «Дамы с собачкой» и др. В советской литературе И. отличаются герои произведений Б. Пастернака, В. Каверина, Д. Гранина, А. Битова и др.

И. всегда чужды были кастовость, элитарность, групповщина. В жизни встречаются попытки возведения И. в знак избранности, «посвященности». Подобные представления страдают односторонностью. Порою И. сочетается в человеке с излишним стремлением к самокопанию, неуверенностью в своих силах, отсутствием боевитости, настойчивости («наглости»).

В процессе воспитания у детей И. родители и педагоги должны позаботиться о своевременном развитии у них самостоятельности мышления, уважения к правде, любви к людям, стремления бескорыстно помогать им. Важно сделать И. постоянной «точкой отсчета» в оценке окружающего ребенка мира. В подростковом возрасте уже можно объяснить суть этого личностного свойства, его значение для самого человека и всего общества. В этом возрасте особенно актуальны поиски конкретного идеала. Будет хорошо, если в ряду идеальных для подростка (а потом юноши, девушки) людей, образцов для подражания окажутся такие глубоко интеллигентные люди, как А.П. Чехов, А.А. Блок, М.И. Цветаева, М.М. Зощенко, А.А. Ахматова, А.Д. Сахаров, Б.С. Лихачев. На пользу ребенку пойдут советы не следовать слепо интеллектуальной моде, проверять расхожие оценки собственной продуманной позицией. Но самый эффективный способ положительного воздействия в этом направлении — совместный с ребенком духовный рост, достижение в процессе общения, деятельности все новых вершин в духовном развитии.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте