Педагогика

ИНТЕЛЛЕКТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ

способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза. Понятие «И.э.» было введено в научный обиход Майером и П. Соловеем (1990) и получило широкое распространение в англоязычной литературе благодаря работам Д. Големана. Для введения этого понятия были использованы два основания: неоднородность понятия «интеллект» и совершение интеллектуальных операций с эмоциями. По П. Соловею, эмоциональный интеллект включает в себя ряд способностей: распознавание собственных эмоций, владение эмоциями, понимание эмоций др. людей и даже самомотивацию.

Критика этой концепции основывается на том, что в представлениях об И.э. эмоции подменяются интеллектом. Как полагает Г.Г. Горскова, эта критика неправомерна. Она ссылается на то, что эмоции отражают отношение человека к различным сферам жизни и к самому себе, а интеллект как раз и служит для понимания этих отношений. Следовательно, эмоции могут быть объектом интеллектуальных операций. Эти операции совершаются в форме вербализации эмоций, основанной на их осознании и дифференцировке. Необходимым условием И.э., как пишет далее автор, является понимание эмоций субъектом. Конечным продуктом И.э. является принятие решений на основе отражения и осмысления эмоций, которые являются дифференцированной оценкой событий, имеющих личностный смысл. И.э. продуцирует неочевидные способы активности для достижения цели й удовлетворения потребностей. В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отражают закономерности внешнего мира, И.э. отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью.

По мнению Е.П. Ильина (2001), все вышеупомянутые авторы по И.э. имеют в виду эмоционально-интел — лектуальную деятельность.

Рубрики

Партнеры: