Педагогика

ИНСТРУКТАЖ

вид объяснения и предъявления задания преподавателем. И. в процессе трудового обучения в школе проводится учителем труда, в УПК и ПТУ

учебным мастером, а при производственном обучении на предприятии — инструктором или учебным мастером. При И. используются: объяснение, беседа, показ приемов работы, демонстрация предметов труда (заготовок, полуфабрикатов, сырья), лучших образцов продуктов труда (готовых изделий, деталей), наглядных пособий (плакатов, макетов, моделей) и др.

Основная задача И. в процессе трудового обучения состоит в том, чтобы научить школьников рационально планировать, осуществлять и контролировать изучаемые технологические и трудовые процессы, соблюдать установленные для них технические требования, режимы, нормы времени, формы организации труда и правила техники безопасности, а также пользоваться способами контроля, уметь выявить ошибки и исправить их. При трудовом обучении И. обычно проводится на занятиях всех видов. План проведения И. составляется учителем к каждому занятию. Методика И. зависит от формы обучения. При групповом обучении обычно применяются вводный, текущий и заключительный И. Задачи вводного И.: 1) ознакомить учеников с содержанием предстоящей работы и средствами ее выполнения (оборудованием, инструментом, приспособлениями и т.д.); 2) объяснить техническую документацию и требования, к-рым должен удовлетворять продукт труда; 3) объяснить правила и последовательность выполнения работы в целом и отдельных ее частей (операций, приемов); 4) показать и объяснить приемы выполнения работы или отдельных ее частей; 5) предупредить о возможных ошибках; 6) объяснить и показать способы контроля; 7) объяснить правила техники безопасности; 8) ознакомить с организацией рабочего места; 9) объяснить, а в случае необходимости и показать др. приемы и способы, которые необходимы для сознательного освоения новой работы или ее нового элемента.

Вводный И. может быть разделен на два-три этапа, в соответствии с этапами выполнения работы. Так, напр., при обучении ремонту оборудования вводный И. может быть разделен на три этапа и проводиться перед разборкой ремонтируемого объекта, перед началом собственно ремонтных операций и перед сборкой и последующей проверкой (регулировкой). В этом случае необходимо разделение вводного И. на этапы, поскольку до разборки и выявления дефектов объекта нельзя дать указания по ремонтным операциям. Производственные условия часто затрудняют проведение вводного группового И. Можно проводить И. для части группы, разделив ее на две- три подгруппы. Длительность вводного И. зависит от характера предстоящей работы, ее места в программе и в данной теме, условий для проведения И. и др. и колеблется от 10-15 до 20-30 мин. Вводный И. проводится непосредственно перед началом работы (упражнений).

Текущий И. проводится при выполнении учениками работы (упражнений) и является, как правило, индивидуальным. Это основной вид И. как при групповом, так и при индивидуально-бригадном обучении. Текущий И. проводится или по усмотрению инструктора (учителя трудового обучения), или по просьбе ученика. Содержание текущего И. не может быть полностью предусмотрено заранее, но часть текущего И. может и должна намечаться до занятия. Данные о степени овладения отдельными учениками умениями и навыками служат основой планирования текущего И. Наблюдая за работой каждого уч-ся, предвидя возможные ошибки и затруднения того или иного обучаемого, инструктор (учитель трудового обучения) может своевременно оказать помощь нуждающимся в ней. Текущий И. может быть и групповым, если у многих учеников обнаружатся одинаковые пробелы, которые можно устранить фронтальным объяснением и показом.

Заключительный И. проводится обычно в форме беседы. При этом разбираются недостатки, имевшие место в ходе работы в целом и у отдельных учеников. Инструктор (учитель) ставит вопросы, а также отвечает на вопросы уч-ся, отмечает их успехи и достижения. Такая беседа помогает ученикам критически и объективно оценить результаты своей работы и работы своих товарищей. При заключительном И. могут также даваться задания и указания по подготовке к следующему занятию.

При практическом обучении применяются инструкционные карты. Кроме текста, они могут содержать схемы, чертежи, фото, рисунки. Инструкционные карты не заменяют инструктора (учителя). Их использование является составной частью вводного и текущего И. (см. Инструкционная карта).

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте