Академическая иллюзия

Индивидуальность и личная ответственность

Индивидуальность и личная ответственность

В результате сложных и взаимосвязанных перемен, которые принесло Возрождение, возникло не виданное доселе внимание к опыту отдельного человека. На протяжении всего периода Средневековья государство пребывало в тесных объятиях церкви, но в XV столетии она постепенно начала терять свою всеобъемлющую власть, чему способствовали два довольно мощных фактора: распространение грамотности и растущее недовольство интеллектуальным и политическим разложением римско-католического духовенства.

В начале XV века немецкий богослов Мартин Лютер восстал против Рима, и его борьба с папским засильем дала толчок массовому движению, названному Реформацией, которое распространилось по всей Европе и раскололо западное христианство.

В своем учении Лютер проповедовал, что в отношениях между человеком и Создателем не должно быть никаких посредников, тем более таких, как прогнившая и пекущаяся лишь о собственных интересах Римско-католическая церковь. Деятели Реформации настаивали на свободе человека брать на себя ответственность самому постигать смысл Писания и самому выбирать форму общения с Богом. Процесс развития критического мышления и накопления знаний заложил в XVI-XVII веках основу научного метода и привел Европу к следующему периоду, ныне известному как эпоха Просвещения.

Существо разумное

Рушились казавшие прежде неоспоримыми церковные догмы, и им на смену приходили фундаментальные вопросы о природе вещей. Все чаще философы и мыслители эпохи Просвещения задумывались над тем, что есть знание и как человек им овладевает. Стараясь ничего не принимать на веру, они ставили перед собой цель увидеть мир таким, каков он есть, — без покрова церковных предрассудков, без мифологических вымыслов и фантазий. Знания должны были соответствовать одному из двух критериев или обоим: строгим условиям дедуктивной логики или эмпирическим наблюдениям. Французский философ Рене Декарт (1596-1650) утверждал, что следует все подвергать сомнению и для всего находить бесспорные доказательства. Если необходимо выстроить новую доктрину знания, то должно возводить кирпичик за кирпичиком, с тщательной проверкой каждого элемента, и Декарт разработал метод логического анализа, с помощью которого все брал под сомнение, даже собственное существование. Свое философское утверждение «мыслю, следовательно, существую» (лат. cogito ergo sum) он выдвинул как единственный критерий достоверности: я неизбежно живой в силу того, что я мыслю.

На западное мировоззрение этот принцип линейности оказал глубокое влияние. Рационалист проходит логическую последовательность, строя одну идею на другой, подобно кирпичной кладке. Эмпирический метод подобным образом ищет закономерности в событиях, предполагающих движение от известных причин к известным следствиям. Движущие силы Просвещения — рационализм и эмпиризм, — сметая традиционные способы мышления и открывая новые необъятные просторы в науке, технике, философии и политике, оставили неизгладимый след в истории Европы. В свое время они привели к Промышленной революции XVIII-XIX веков и господству науки во всех ее проявлениях в наше время. Попутно рационализм и эмпиризм внесли раскол между художественным восприятием и научным познанием — двумя образами мышления, которые до того были почти едины.

Сущность человека

Постепенно союз искусства и науки пришел к распаду, и в конце XVIII — начале XIX веков на Просвещение наступила выраженная реакция — явление европейской культуры, названное романтизмом. Просвещение было представлено великими рационалистами: философами и учеными, такими как Юм, Локк, Декарт и многие другие, а романтизм проявил себя в великих произведениях художников, поэтов и музыкантов, среди которых имена Бетховена, Шиллера, Вордсворта, Кольриджа, Байрона и Гёте. В отличие от рационалистов, представители романтизма утверждали самоценность природы, чувств и сущности человека.

Формирование современного мира

Современное восприятие мира сформировалось под воздействием научных, технических и культурных революций, которые произошли в результате сдвига парадигмы от средневекового к современному миру, начиная с эпохи Просвещения. В этом процессе разъясняющая сила принципов логики и доказательности, а также интеллектуальный авторитет науки в целом прочно утвердились как общепринятое мировоззрение. Эти принципы стали неотъемлемой частью как современной идеологии, так и современного способа мышления, что позволяет человеку теоретически объяснять мироустройство и созидать во всех сферах своей деятельности.

Достижения рационального научного мировоззрения неисчислимы: выдающиеся открытия в медицине и фармацевтике, радикально изменившие продолжительность и качество человеческой жизни; взрывной рост индустриальных технологий; сложные системы коммуникаций и транспорта; не виданное прежде проникновение в физические тайны Вселенной. Очевидно, что невозможно перечислить все научно-технические достижения — и их список никогда не будет полным, поскольку они совершаются каждый день. Однако за них пришлось заплатить высокую цену. Не в последнюю очередь этой ценой являются современные системы образования, ставшие порождением таких явлений, как разрыв, пролегший между искусством и наукой, и утвердившееся господство рационалистического подхода.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики

Партнеры: