Педагогика

ГОЛОВОЛОМКИ

особый тип проблемныхзадач, к-рые построены с учетом недостатков, присущих мышлению большинства людей, — предрасположенности к инерции, использованию привычных мыслительных установок и стереотипов при решении различных проблем, односторонности в восприятии окружающих предметов и др. Тот, кто подвержен этим недостаткам в меньшей степени, естественно, имеет больше шансов решить ту или иную Г. А это значит, что у такого человека в большей степени, чем у др. людей, развито продуктивное мышление. Тот же, кому указанные недостатки присущи в большей степени, обычно при решении Г. сталкивается с непреодолимыми трудностями. Впрочем, эти трудности вполне изживаемы, и упражнения в разгадывании Г. как раз и призваны сослужить здесь добрую службу. Г. носят предельно абстрактный обобщенный характер, мало напоминая по своей внешней форме те задачи, в частности производственного характера, с к — рыми нам приходится сталкиваться в повседневной жизни. Но в этом-то как раз и состоит одно из главных их достоинств решение Г. способствует развитию наиболее общих качеств продуктивного мышления (таких как логичность, гибкость, сопротивляемость стереотипизи — рующему влиянию прошлого опыта и т.п.) (Ю.З. Гиль — бух). Обладание же такими качествами позволяет человеку решать проблемные задачи в любой сфере профессиональной деятельности, где у него имеются соответ: ствующие знания.

В зависимости от характера используемого материала Г. можно разделить на две основные группы: вербальные (словесные) и технические (построенные на предметном материале). Широко известны Г. первого типа: загадки, ребусы, шарады, анаграммы. Что же касается технических головоломок, то они используются значительно реже, между тем именно Г. этого типа прежде всего способствуют развитию у школьников технического мышления.

Рубрики