Педагогика

ФАСИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т.п.) др. человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида. Впервые Ф.с. была зафиксирована в конце XIX в. в опытах французского физиолога Фере, а затем подробно описана Ф. Ол — портом, В. Меде, В.М. Бехтеревым и др. В ряде случаев реальное или воображаемое присутствие других, не вмешивающихся в действия индивида, людей ведет к ухудшению результатов его деятельности. Указанное явление получило название социальной ингибиции (подавления). Установлено, что возникновение феномена Ф.с. зависит от характера выполняемых человеком задач. Присутствие наблюдателя (соперника) положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно на качественные, соответственно повышая результативность относительно простых видов деятельности и затрудняя выполнение трудных действий и решение сложных задач. Выявлена также зависимость Ф.с. от пола, возраста, статуса, др. характеристик субъекта, а также от его отношения к присутствующим.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики

Партнеры: