ЕСТЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

педагогическая теория, видящая цель воспитания лишь в следовании за естественным развитием ребенка. Понятие Е.в. введено в широкий обиход Ж.Ж. Руссо и раскрыто в его романах «Новая Элоиза» (1761) и «Эмиль, или О воспитании» (1762). Подвергнув уничтожающей критике воспитание, характерное для того времени, за игнорирование возрастных и индивидуальных особенностей детей, за его искусственность и авторитарность, Руссо выдвинул идею воспитания, к-рое совпадает с естественным ходом развития ребенка. Руссо считал главной ошибкой всех родителей и воспитателей то, что они подходили к детям, как к маленьким взрослым. Разрабатывая теорию Е.в., Руссо требовал, чтобы «дети были детьми, прежде чем будут взрослыми людьми». Природа требует, чтобы умственному развитию предшествовало развитие физических сил и органов чувств. Зная это, воспитатель должен помогать природе, обеспечив ребенку возможность свободно двигаться, играть и т.п. Тот же принцип следует соблюдать и в отношении умственного развития. Т.к. интересы ребенка в первую очередь направлены на окружающую его природу, воспитатель должен помогать ему приобретать знания из области физики, естествознания, астрономии, ничего не навязывая извне. Важнейшей чертой Е.в. является забота о развитии детской самодеятельности: все свои знания и нравственные представления ребенок приобретает самостоятельно, «открывает» под незаметным руководством воспитателя. Задача воспитателя, следующего теории Е.в., заключается не в том, чтобы учить истине, а в том, чтобы предохранять ребенка от возможных заблуждений. Однако и предохранительное воспитание не должно использовать мер принуждения. Для Е.в. приемлема только дисциплина естественных последствий, вытекающая из непреложных законов природы. Совершив к.-л. проступок, напр. разбив окно, ребенок получает наказание от самой природы в виде насморка и легкой простуды. В ряде вопросов теория Е.в. доходила до нелепых крайностей

Читайте далее:

Оставьте комментарий