Педагогика Психология Социология

«ЭМОЦИИ» ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ

или аффективно-когнитивные комплексы, — специфические переживания, возникающие у человека в процессе мыслительной деятельности. Термин «интеллектуальное чувство» возник в первой половине XIX в. в школе И. Гербарта (1834). Однако эти чувства рассматривались представителями этой школы или как особенности ощущений, или как проявление динамики представлений. По существу интеллектуальное чувство в их представлении есть не что иное, как сознательная оценка отношений между представлениями, и ничем не отличается от познавательных процессов. Поэтому в качестве интеллектуальных чувств они выделяли чувство новизны, контраста, перемены, удивления. Вообще у разных ученых состав «Э».и. (чувств) значительно расходится. У Р. Декарта и Б. Спинозы к интеллектуальным чувствам относятся удивление, уверенность и сомнение, у А. Бэна (1906) изумление, удивление, новизна, истина и ложность, а также чувствование внутренней согласованности и несогласованности. К.Д. Ушинский ведущим умственным чувством считал «чувство» сходства и различия или «чувство» сравнения. К интеллектуальным чувствам он относил также ожидание, неожиданность, обман, непримиримый контраст, умственное напряжение, умственный успех или неуспех, удивление, сомнение, уверенность.

Об «Э».и. (чувствах) писали Т. Рибо (1898), Э. Титченер (1898), У. Джемс (1922). При этом если у первого из этих авторов говорится об удивлении, изумлении и страсти, к-рые можно отнести к к аффективным реакциям, то у двух вторых за интеллектуальные чувства принимаются когнитивные процессы: либо суждения как результат логических операций, как у Э. Титченера, — согласие, противоречие, легкость или трудность, истинность или ложность, уверенность или неуверенность; либо элементы мышления, не являющиеся образными, как у У. Джемса, — сходство, импликация, совпадение, отношения между объектами мышления и т.д. Как видим, о переживаниях субъекта в этих случаях речь не идет. Поэтому можно считать, что перечисленные интеллектуальные феномены (познавательные процессы) отнесены К.Д. Ушинским, Э. Титченером, У. Джемсом и др. к интеллектуальным чувствам лишь только в силу недифференцированного использования термина «чувство», означавшего, по сути, осознание человеком мыслительных процессов (Е.П. Ильин, 2001).

И до сих пор к «Э».и. относят удивление, догадку, уверенность, сомнение (см. цикл работ И.А. Васильева, 1976-1998). Основанием для их выделения и отделения от «автономных» эмоций (страха, гордости, любви и т.д.) этот автор считает их особую функционально-генетическую связь с мыслительной деятельностью. «Они не только возникают в ходе мыслительной деятельности, но и направляются на нее, оценивают ее успешность или неуспешность с т.зр. мотивов мыслительной деятельности и на основании этой оценки активно воздействуют на ход мыслительного процесса для удовлетворения в конечном счете познавательных потребностей субъекта» (И.А. Васильев, 1976).

Несмотря на приписывание столь широких функциональных обязанностей интеллектуальным эмоциям, остается совершенно непонятным, чем отличаются эмоции, связанные с результатом мыслительной деятельности (радость, удовлетворение или, наоборот, разочарование, досада, злость), от тех же эмоций, связанных с результатом двигательной деятельности, добывания пищи и т.д. И почему оценка сделанного хода мыслительной деятельности (правильно — неправильно) непременно должна рассматриваться как эмоция или чувство.

Спецификой эмоций, относимых к интеллектуальным, является отсутствие у них валентной (противоположной) окраски (приятно — неприятно), на что указывают К. Изард (2000) и Р. Плутчик (1980). В связи с этим имеются противники отнесения таких «Э».и., как удивление, интерес, сомнение, к эмоциям вообще (Ортони и др.). Аргументируют они это тем, что к эмоциям могут относиться только те психические явления, к-рые имеют валентную окраску (т.е. переживаемые как приятные или неприятные). Конечно, это не «чистые» эмоции. Это, используя термин К. Изарда, аффективно-когнитивные комплексы — результат взаимодействия эмоционального реагирования процесса познания.

Рубрики

Партнеры: