Педагогика

Удивление

интеллектуальное чувство, входящее в структуру любознательности и являющееся мотивом познавательной деятельности. Оно вызывается новизной, необычностью чего-то. У. проявляется в процессе умственной деятельности. Оно особенно развито у творческих личностей, являясь важной предпосылкой и мотивом познания действительности.

Об У. как побудителе познания писал еще Аристотель. У него оно служит как бы переходом от познания простых вещей ко все более сложным. При этом эмоция У. развивается в ходе познания. Р. Декарт развил мысль Аристотеля о том, что познание начинается с У. В ряду шести основных «чувств» он ставил «чувство» У. Им высказан ряд важных положений. Он, напр., писал, что поскольку мы удивляемся до того, как определяем ценность предмета, то У. есть первая из всех страстей. У. не имеет противоположной эмоции. Если объект не имеет в себе ничего необычного, он не затрагивает нас, и мы рассматриваем его без всякой страсти. У. выполняет в познании полезную роль, т.к. при его возникновении душа внимательно рассматривает предметы, кажущиеся ей редкими и необычными,

И. Кант определял У. как чувство замешательства при встрече с чем-то неожиданным. При этом в развитии эмоции У. он выделял две стадии: первоначально оно задерживает развитие мысли и вследствие этого бывает неприятным, а потом содействует приливу мыслей и неожиданных представлений и потому становится приятным.

Т. Рибо в понимании интеллектуальных чувств, в частности У., исходил из представления о любопытстве. Рассматривая становление интеллектуальных чувств в онтогенезе, он выделял три периода: утилитарный, бескорыстие и страсть. В первом периоде им выделялись три этапа: изумление, У. и чисто утилитарное любопытство.

Глубокий анализ эмоции У. дал К.Д. Ушинский. Он полагал, что в У. к чувству неожиданности присоединяется осознание трудности примирить новое для нас явление с теми представлениями, к-рые уже имеются у человека. Пока мы не обратим внимания на эту трудность, мы будем испытывать только чувство неожиданности или чувство обмана. По мнению К.Д. Ушинского, дело не в самом образе или явлении, нас поражающем, а в его отношении к нашим убеждениям и рядам наших мыслей, обусловливающих наши ожидания. Явление, поражающее химика или ботаника, может вовсе не поразить человека, незнакомого с этими науками, и наоборот, то, что поражает человека, не знающего химии и физики, вовсе не поразит специалиста в этих науках, и не поразит не потому, что физик или химик привыкли к данному явлению (они могли его прежде никогда и не видеть), но потому, что они знают, что ожидаемое явление должно произойти, и будут, напротив, удивлены, если оно не произойдет. Ушинский приводит для доказательства своей позиции мнение Броуна, к-рый утверждал, что У. предполагает предварительные знания, к-рым новое явление противоречит, и при полном невежестве У. невозможно. Развивая эту мысль, Ушинский отмечает, что для младенца все явления новы, но он ничему не удивляется. Он писал, что мы удивляемся новому, неожиданному для нас явлению именно потому, что чувствуем всю трудность внести его как новое звено в вереницы наших представлений, и как только мы это сделаем, так и чувство У. прекратится. К.Д. Ушинский соглашается с мнением Р. Декарта, что одни люди способнее других к чувству У., но сетует на то, что тот смешал это чувство со страстью удивляться (в современной терминологии последнее, очевидно, относится к любознательности). Он полагает, что людей, не ищущих У. (нелюбознательных), действительно можно встретить, как и вообще людей, равнодушных к приобретению знаний; но людей, неспособных удивляться, нет. Ушинский пишет о трех видах людей, к-рые редко удивляются. Во-первых, это те, к-рые настолько увлечены своим делом, что мало интересуются всем остальным. Во-вторых, те, у к-рых много разнообразных знаний и к-рых редко чем можно удивить. В-третьих, это люди, к-рые знают все поверхностно, но к-рые, как им кажется, могут все объяснять (т.е. дилетанты). Что же касается страсти к У., то Ушинский выделяет два его вида: «сильной, пытливой души» (любознательность) и «мелкой страсти души, к-рая, за неимением др. занятий, любит щекотать себя чувством У.» (любопытство).

Ушинский поднимает важный вопрос о том, что традиционное воспитание и обучение детей, когда ребенку на все даются готовые ответы, убивает способность удивляться, смотреть на природу зрелым умом и младенческим чувством. Он считает, что свежее детское (непосредственное) и в то же время мудрое У. присуще глубоким мыслителям и великим поэтам, останавливающимся перед такими явлениями, на к-рые все давно перестали обращать внимание. Поэтому талантливый человек всегда кажется толпе несколько ребенком. Ушинский справедливо считает такое У. одним из сильнейших двигателей науки: часто нужно только удивиться тому, чему еще не удивлялись другие, чтобы сделать великое открытие. «Правда, — пишет Ушинский, — ученый уже не удивляется тому, чему еще дивится невежда, но зато он удивляется тому, чему невежда не может удивиться». Этот анализ эмоции У. остается непревзойденным в отечественной литературе, хотя надо сказать, что наши психологи не очень стремились к изучению этой эмоции.

Выражение У. Мимическое выражение У. таково: брови высоко подняты, из-за чего на лбу появляются продольные морщины, а глаза расширяются и округляются. Приоткрытый рот принимает овальную форму. Переживание, сопровождающее эмоцию У., носит позитивный характер. К. Изард пишет, в ситуации У. люди, как правило, испытывают примерно такое удовольствие, как и при сильном интересе. Здесь можно вспомнить Т. Рибо, к-рый тесно связывал У. и изумление с любопытством. Не является ли в таком случае изумление по отношению к У. не чем иным, как пробуждением этого любопытства, осуществляемого безусловно-рефлекторно. Ведь по своим характеристикам (внезапное возникновение и быстрое исчезновение) У. сродни испугу.

Однако, приписывая У. переживание удовольствия, нельзя не учитывать, что И. Кант говорил и о недовольстве при У., когда У. задерживает развитие мысли. Поэтому в обыденной речи можно услышать: «Ты меня неприятно удивил!»

Причины У. Еще Р. Декарт писал, что У. возникает при встрече человека с новым объектом. Но если это так, то эмоция У. должна отождествляться или же быть хотя бы частью (переживанием) ориентировочной реакции или рефлекса «что такое?» (по И.П. Павлову). С т.зр. К. Изарда, У. порождается резким изменением стимуляции. Внешней причиной У., как пишет он, служит внезапное, неожиданное событие. Это ближе к истине, но тоже не совсем точно. Внезапный звук может не удивить, а испугать человека. Следовательно, нужна еще какая — то характеристика стимула, к-рая только одна может привести к У. как психической реакции, а не только физиологической. Более точно сказано С.И. Ожеговым: У. — это впечатление от чего-нибудь неожиданного, странного и непонятного. Вот эта-то необычность стимула (оттого он и становится неожиданным, не отвечающим нашим ожиданиям, представлениям), а не просто новизна и внезапность, и является, очевидно, главной причиной появления У. В этой связи В. Чарлзуорт (1969) определяет У. как ошибку ожидания. Но такое понимание У., замечает К. Изард, исключает возможность его появления раньше пяти-семимесячного возраста, т.к. новорожденный ребенок из-за недостаточного развития когнитивных функций еще не способен к формированию ожиданий и предположений. Др. точка зрения высказана Т. Бауэром (1974), к-рый приводит данные, что реакция испуга или удивления (для него это одно и то же), наблюдается у младенцев уже по прошествии нескольких часов после рождения. Однако чтобы согласиться с ним, нужно все-таки выяснить, что же наблюдалось у младенцев — испуг или удивление, т.к. очевидно, что это разные эмоциональные реакции.

Стадии возникновения У. И.А. Васильев (1974), связывающий У. с формированием проблемы, выделяет три стадии возникновения и развития этой эмоции. Первая стадия — недоумение. Оно возникает при относительно малой уверенности в правильности прошлого опыта, когда нек-рое явление не согласуется с этим опытом. Противоречие еще осознанно слабо, смутно, а прошлый опыт еще недостаточно проанализирован. Направленность недоумения четко не выражена, а его интенсивность незначительна.

Вторая стадия связана с «нормальным» У. Она является следствием заострения противоречия, осознания несовместимости наблюдаемого явления с прошлым опытом.

Третья стадия — изумление. Оно возникает тогда, когда человек был уверен в правильности предыдущих результатов мыслительного процесса и прогнозировал результаты, противоположные возникшим. Изумление часто протекает как эффект с соответствующими выразительными движениями и вегетативными реакциями.

Значение У. К. Изард утверждает, что основная функция У. состоит в том, чтобы подготовить человека к эффективному взаимодействию с новым внезапным событием и его последствиями. У. освобождает проводящие нервные пути, подготавливает к новой активности, отличной от предыдущей. Изард приводит выражение С. Томкинса (1962), что У. — это «эмоция очищения каналов». Др. позицию занимает И.А. Васильев, к-рый полагает, что с помощью У. эмоционально окрашивается и выделяется нечто «новое», имеющее ценность для человека. Эмоция У. презентирует сознанию еще неосознанное противоречие между старым и новым и на этой основе дает возможность человеку осознать необычность ситуации, заставляет внимательно ее проанализировать и, следовательно, ориентирует его в познании внешней действительности. В то же время эта эмоция является и тем механизмом, к-рый побуждает и направляет мотивы мыслительной деятельности, дает толчок к выбору средств для преодоления обнаруженного противоречия.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики