Педагогика

ЭКСПЕРИМЕНТ (психологический)

совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, к-рая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемого. Процессом, организующим и регулирующим совместную деятельность, является общение. Э. является одним из основных (наряду с наблюдением) методом психологического исследования. Он как метод сбора данных и как чувствен — но-предметная деятельность исследователя отличается от нормативов использования метода наблюдения. Наиболее существенным отличием является способ исследовательского отношения к изучаемой предметной области: в Э. исследователь не просто провоцирует или создает условия для наблюдения предполагаемых закономерностей, а организует специальный контроль в виде управления переменными. Это позволяет активный Э. противопоставить пассивному наблюдению — пассивному только в плане отсутствия специальных экспериментальных воздействий, означающих вмешательство экспериментатора в регуляцию, течение или проявление исследуемых закономерностей. Итак, сбор данных в экспериментальном исследовании предполагает реализацию нек-рых экспериментальных воздействий. Однако судить о том, как повлияло осуществляемое воздействие или экспериментальное условие на проявление той или иной закономерности, можно только в случае реализации сравнительного метода рассуждения или сопоставления данных в экспериментальном и контрольном условиях. Сравнение же предполагает формулирование критериев, в соответствии с к-рыми будут соотноситься эмпирические данные в экспериментальных и контрольных условиях (т.е. таких, где управляемая переменная не была представлена на активном уровне). Качественное и количественное сравнение в свою очередь требует не только возможности фиксации данных, но и измерения их в качестве переменных. Исследовательская деятельность экспериментатора включает, т.о., чувственное наблюдение за показателями переменных, в к-рых описывается изучаемая причинно-следственная закономерность, и организацию экспериментальных воздействий посредством управления условиями, выступающими в качестве независимых переменных (НП). Однако решение вопроса о том, что наблюдать или измерять и какие формы контроля экспериментальных воздействий организовывать, определяется системой гипотез как регуляторов направленности практической деятельности исследователя. Поэтому нельзя разорвать единую цепочку умозаключений «психологические гипотезы — методические условия выделения переменных — планирование — проведение эксперимента — выводы об экспериментальной гипотезе». Активность экспериментатора в организации разных уровней независимой переменной (в бивалентном эксперименте это два уровня: с активным — экспериментальным и пассивным — контрольным условиями) предполагает и использование методик фиксации тех показателей, к-рые по предложениям исследователя отражают происходящие изменения в психологической реальности. Эти показатели рассматриваются как выборочные значения зависимой переменной (ЗП). Методические усилия по измерению психологических показателей, представленных как независимые и зависимые переменные, есть условие экспериментирования.

Разделяют традиционные и факторные планы проведения Э. При традиционном планировании меняется лишь одна независимая переменная, при факторном — несколько. Для статистической обработки результатов Э. в этом случае применяется дисперсионный анализ (Р. Фишер). Если изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует, то говорят о пилотажном Э., результаты к-рого могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа. Э., выявляющий лишь сложившееся и наличное состояние того или иного психологического образования, называется констатирующим.

Когда имеются две конкурирующие между собой гипотезы и Э. позволяет выбрать одну из них, говорят о решающем Э. Контрольный Э. осуществляется с целью проверки к.-л. зависимостей. Особую категорию методов психологического исследования и воздействия образуют формирующие (или обучающие генетико-моде — лирующие) Э. Они позволяют направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление и др. Экспериментальное формирование учебной деятельности является реализацией каузально-генетического метода, с помощью к-рого можно проводить углубленный анализ процесса обучения, его внутренней связи с психическим развитием школьников. Э., проводимый с целью получить эмпирические доводы в пользу или против предполагаемого в гипотезе понимания психологической закономерности, называют реальным, или реализованным. Ему противопоставляется мысленный Э., т.е. практически не осуществленный.

Рубрики

Партнеры: