Педагогика

ЭГОИЗМ

ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам др. людей и социальных групп. Проявлениям Э. присуще отношение субъекта к др. человеку как к объекту и средству достижения своекорыстных целей. Развитие Э. и превращение его в доминирующую направленность личности объясняется серьезными дефектами воспитания. Если тактика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм личности ребенка, то у него может сформироваться стойкая ценностная ориентация, при к-рой принимаются в расчет лишь его собственные интересы, потребности, переживания и пр. В зрелом возрасте подобная концентрация на собственном Я, себялюбие и полное равнодушие к внутреннему миру др. человека или социальной группы может привести к отчуждению как переживанию субъектом одиночества во враждебном мире. Во многих психологических и этико-психологических концепциях Э. необоснованно рассматривается как врожденное свойство человека, благодаря к-рому якобы обеспечивается защита его жизнедеятельности. В обыденном словоупотреблении Э. выступает как противоположность альтруизму. Разведение на противоположные полюсы Э. и альтруизма отражает изначальное неправомерное противопоставление Я и Они, как якобы единственно возможное. Исторически прогрессивная тенденция связана со снятием антагонизма Я и Они объединяющим началом Мы, то, что делается человеком для других, в равной мере полезно и ему и другим, поскольку это полезно для общности, к-рой он принадлежит. Т.о., если иметь в виду со — циально-психологические закономерности поведения личности, то альтернатива «или Э., или альтруизм» оказывается ложной. Подлинную альтернативу Э. и альтруизму составляет идентификация коллективистская.

Рубрики

Партнеры: