Педагогика

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

раздел психологии, посвященный изучению индивидуальных и групповых психологических различий. Термин «Д.п.» установился не сразу. Еще до его появления такие отрасли психологии, как «характерология», «этология», «индивидуальная психология», «специальная психология», по сути охватывали с большей или меньшей полнотой предмет Д.п. Как наука Д.п. возникла и оформилась в связи с тем, что законы общей психологии приобретали все более и более относительный и спорный характер, что при установлении этих законов полностью игнорировались индивидуальные и типологические различия людей. Термин «Д.п.» введен немецким психологом В. Штерном в 1900 г. Современная Д.п. изучает как психологические различия конкретных индивидов, так и типологические различия психологических проявлений у представителей разных социальных, классовых, этнических, возрастных и др. групп. Сравнительному исследованию чаще всего подвергаются личностные и интеллектуальные особенности индивида, изучаемые в эксперименте, определяемые с помощью наблюдения, тестов или анализа результатов самонаблюдения. Одна из важных задач современной Д.п., ранее часто ограничивавшейся описанием характера и диапазона индивидуально-психологических проявлений, заключается в выделении наиболее существенных параметров организации психической деятельности (измерений, факторов), от к — рых зависит индивидуально-типологическая характеристика субъекта. Для понимания причин и условий возникновения индивидуально-психологических различий важно изучение их нейрофизиологических факторов в виде основных свойств нервной системы; это изучение ведется ныне в рамках дифференциальной психофизиологии, возникшей благодаря работам Б.М. Теплова и его сотрудников на базе концепции типов и свойств нервной системы И.П. Павлова. Современная Д.п. широко применяет развитый математико-статистический аппарат, в т.ч. методы корреляционного, регрессивного, дискрими — нантного и факторного анализов. Данные Д.п. имеют важное прикладное значение для практики обучения, воспитания, психиатрических и психотерапевтических воздействий, определения профессиональной пригодности, профотбора и профориентации.

Рубрики

Партнеры: