Педагогика

ДИДАКТИКА ПРОГРЕССИВИСТОВ

В начале XX в. действующая в школах традиционная дидактическая система была подвергнута повсеместной массированной критике за авторитарность, односторонний интеллектуализм и отрыв от жизни. Наиболее радикальным и последовательным сторонником обновления школы в направлении активизации деятельности уч-ся выступил американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952). Он предложил реформу школьной системы, главной дидактической целью к-рой должна стать не передача знаний, а создание условий для развития врожденных способностей детей, обучение на основе их личного опыта. В 1885 г. Дьюи основал в г. Чикаго экспериментальную школу, особенностью к-рой были практические занятия, воплощавшие концепцию «учения через деятельность». Основными принципами его дидактической системы стали:

—  учет интересов уч-ся;

—  учение через деятельность (обучение мысли и действию);

—  познание и знание — следствие преодоления трудностей;

—  свободная творческая работа и сотрудничество.

Традиционной дидактической системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, Дьюи противопоставил обучение «путем делания», т.е. такое обучение, при к-ром все знания извлекались из практической самодеятельности и личного опыта ребенка. Внешнюю учебную информацию ученик получал лишь тогда, когда она была ему необходима для решения практических задач. Цель обучения, по Дьюи, — не подготовка к профессии или усвоение определенных знаний, а развитие деятельной активности ученика; информацию он получает лишь тогда, когда она ему становится необходима.

Элементы учебной системы Дьюи: ощущение трудности; обнаружение и определение трудности; формулировка гипотезы; формулировка выводов (проверка гипотезы); наблюдения и эксперименты. В школе, работающей по системе Дьюи, не было постоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов, а культивировались только те знания, к-рые были необходимы для жизненного опыта уч-ся. Роль учителя сводилась к руководству самодеятельностью уч-ся и пробуждению их любознательности. Средоточием всей учебно-воспитательной работы в школе Дьюи являлся труд. Выполняя разнообразные вида труда и приобретая необходимые для трудовой деятельности навыки, дети тем самым готовились к предстоящей жизни. Наряду с трудовыми процессами в данной методике большое место занимали игры, импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность, домоводство. Большое значение Дьюи придавал семейному воспитанию и вовлечению родителей в решение педагогических задач.

Недостатки данной системы: пренебрежение аксиоматическими методами наук, отсутствие системности образования, отсутствие закрепления и повторения, переоценка спонтанности в деятельности детей.

Концепция, к-рую вместе со своими сотрудниками разработал Дьюи, в противоположность традиционной системе обучения стала называться «прогрессивистской». Д.п. во многом опиралась на идеи свободного при — родосообразного воспитания, выдвинутые французским философом-просветителем Ж.Ж. Руссо (1712-1778), немецким педагогом Ф.А. Дистервегом (1790-1866), и сопрягалась с идеями др. прогрессивных педагогов того времени, к числу к-рых относится русский писатель, мыслитель и педагог JI.H. Толстой (1828-1910), реализовавший идеи свободного развития детей в Яснополянской школе.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики