Дидактика Гербарта

Понимание дидактики как искусства обучения сохранялось до XIX в. В начале века немецкий философ, психолог и педагог Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) приступил к разработке теории обучения, целью к-рой стало прежде всего умственное развитие уч-ся, формирование их интеллектуальных умений.

Основная роль в обучении отводилась учителю и таким методам преподавания, к-рые предусматривали систематическую передачу уч-ся знаний. Деятельность уч-ся состояла в углублении и осмысливании получаемых от учителя знаний. Передаваемые знания увязывались с развитием чувств и воли уч-ся, что выражалось в воспитывающем характере обучения, чему Гербарт придавал особое значение.

Активным в такой школе являлся учитель, ученики должны были «сидеть тихо, быть внимательными и выполнять распоряжения учителей». Большая роль в обучении отводилась внешнему порядку, дисциплине, в частности, таким средствам управления, как надзор, приказание, запрещение, наказания, в т.ч. и телесные, а также умениям учителя занять ребенка.

Для усвоения учениками преподаваемого материала Гербарт предложил четыре ступени обучения: ясность (первоначальное наглядное ознакомление учеников с материалом), ассоциация (усвоение связи новых представлений со старыми в процессе беседы), система (связное изложение учителем материала), метод (выполнение упражнений, применение новых знаний на практике).

 

Дидактика Гербарта имела сильные стороны, особенно в отношении разработки принципов конструирования содержания обучения, использования воспитательных возможностей учебных предметов, методов развития произвольного внимая уч-ся. Впоследствии его дидактика и теория воспитания были развиты его учениками и широко распространились во многих странах.

До сих пор принципы Гербарта действуют в школах, к-рые придерживаются авторитарной модели обучения, ставшей, по сути, традиционной. Эта модель и заданные общие формальные принципы организации обучения позволяют получать высокие, хотя и единообразные результаты по усвоению уч-ся изучаемого материала. Главным недостатком данной системы обучения является пренебрежение индивидуальными особенностями уч-ся, их интересами и потребностями, отсутствием самостоятельности и творчества в обучении.

Читайте далее:

Оставьте комментарий