Вы не одиноки

Четкие различия

170412_16

Человеческая культура состоит из идей и верований, составляющих то, что некоторые философы обозначают немецким словом Weltanschauung — «мировоззрение, миропонимание». Разное восприятие мира порождает разные способы оценки опыта и непохожие формы поведения. Можно увидеть примеры Weltanschauung в других мирах, изображенных в романах, фильмах и театральных постановках. В каждой пьесе и в каждом жанре лишь определенные формы поведения обладают смыслом — то же самое поведение в другом контексте может быть непонятным. Драматург Николас Райт утверждает, что задача писателя, режиссера и актеров — так изобразить в пьесе мир, чтобы развитие сюжета казалось органичным. Например, в трагедии «Оборотень» Томаса Миддлтона и Уильяма Роули, написанной во времена правления короля Якова I (1603-1625), единственная возможность для героини избежать брака с нелюбимым мужчиной — убить его. Райт говорит: «Сегодня молодые женщины нашли бы другие возможности. Но этим возможностям нет места во внутреннем пространстве пьесы. Задача режиссера — показать мир, где у женщины нет выбора, а задача актрисы — сыграть женщину, которая не может вообразить себе другой судьбы».

Культура, по сути, система разрешений. В каждой культуре свой кодекс поведения, и жизнь, запертая в этих границах, зависит от понимания культурных кодов и знания того, что приемлемо и неприемлемо в языке, одежде, поведении и ритуалах. Культурное одобрение и поощрение передается одними формами поведения, а неодобрение и наказание — другими. Система разрешений может быть как формальной — воплощенной в законах и подкрепленной судебным порядком; так и неформальной — интегрированной в социальные установки и выражаемой разными типами поведения. Поскольку индивидуальная самоидентификация тесно связана с институтом социального одобрения, нарушение традиций требует недюжинной храбрости и в некоторых случаях несет с собой постоянную угрозу социального порицания и изоляции.

Изучив коды и условности других сообществ, особенно удаленных от нас географически или исторически, мы можем объективно описать различия между ними; однако осознать субъективный опыт существования в любой из них гораздо сложнее. Культуры насыщены воззрениями, ценностями и чувствами. Наше внимание при чтении романов и пьес, написанных в другие эпохи, привлекают не только незнакомые нам обстоятельства жизни людей, но и чуждое нам мировоззрение: как люди воспринимали окружающий мир, что было для них значимым и ценным, что они чувствовали и как выражали свои эмоции. Именно по этой причине рассказы о других культурах не в состоянии полностью отразить их подлинную сложность. Если вы хотите по-настоящему ощутить и понять прошлые времена и живших тогда людей, послушайте лучше их музыку, попробуйте их пищу, впитайте их образы, услышьте их поэзию и двигайтесь в ритме их танцев. Именно в этих формах культура проявляется наиболее осязаемо и существует долго в реальных образах.

Очень многие люди живут сейчас в обществах, для которых характерно культурное взаимопроникновение. Мигранты, перебравшиеся в другую страну или регион, часто оказываются в совсем другом культурном пространстве. Дети семей иммигрантов часто живут бикультурной или мультикультурной жизнью: говорят на двух или более языках или диалектах, на одном — с друзьями в школе или на работе, на другом — дома с родными. Им постоянно приходится настраивать свою культурную восприимчивость при переходе из одной группы в другую и помнить разные правила и традиции.

Процессы культурного подкрепления имеют фундаментальное значение для стабильности сообщества. Социализация молодежи возникает отчасти из потребности в социуме, «в котором будет заложен фундамент надежных перспектив, начиная уже с сегодняшнего дня; стабильность зависит от постоянной реализации этих ожиданий, несмотря на возможные изменения…» Это не говорит о невозможности достижения общего согласия. Оно развивается, особенно от одного поколения к последующему. Хотя одно поколение воспитывает детей с ориентацией на социальные установки и ценности, новое поколение разрабатывает собственные структуры чувств, распространяющиеся через сверстников, и социальные нормы своего времени, которые могут радикально отличаться от критериев их родителей. Именно в этом с наибольшей очевидностью проявляются новые поколенческие настроения. Молодежь иначе реагирует на унаследованный ею уникальный мир, она старается воспроизводить многие аспекты культуры «и все же воспринимает свою жизнь в целом совсем с другой точки зрения и реализует творческую энергию при помощи совсем другой структуры чувств».

Рубрики

Партнеры: