Педагогика

БРОДЯЖНИЧЕСТВО

Самовольные уходы, исчезновения ребенка из дома явление, конечно, достаточно редкое. И все же такая проблема существует. Прежде всего надо знать, что стойкая «дромомания» (т.е. «страсть к перемене мест») является психическим расстройством и должна лечиться специалистом детским психиатром. Возникает такое нарушение в результате органического поражения головного мозга (травма и др.) либо проявляется среди прочих симптомов психического заболевания (шизофрении, эпилепсии, истерии).

И все же не исключено, что и дети без выраженных нарушений психики могут преподнести родителям такой сюрприз, как уход, побег из дома.

Иногда причиной является так называемый сенсор — ный голод потребность во множестве новых и ярких впечатлений. Ребенок, к-рому наскучило однообразие будней, вдруг может отправиться в далекие страны, знакомые по приключенческой литературе или фильмам. Вдохновляют и романтические примеры сверстников — бродяг, к-рыми изобилуют книги и фильмы. Такими бродягами обычно становятся инфантильные дети. Собственные фантазии порой захватывают их настолько, что они теряют чувство меры и ответственности, легко переходят границы, отделяющие игру от реальности. Как правило, побеги этих детей результат недостаточного внимания родителей к их потребностям и интересам. Но личность постепенно развивается, накапливается жизненный опыт. Романтическое и безалаберное восприятие жизни сменяется более трезвым, ответственным. В юношеском возрасте тяга к Б. у таких детей практически сходит на нет. Но может И выразиться в увлечении туризмом или романтической профессией.

В большинстве же случаев уход из дома это своеобразная реакция ребенка на какие-то неблагоприятные (или воспринимаемые им как таковые) обстоятельства его жизни.

До семилетнего возраста дети дом не оставляют. Их психологическая зависимость от родителей еще очень сильна. С наступлением школьного возраста психологическая зависимость слабеет. При этом может возникнуть особое сочетание педагогического стиля родителей и личностных качеств ребенка. Это может быть небрежный, попустительский стиль. А ребенок может отличаться высокой общительностью и вдобавок недостаточным чувством социальной дистанции по отношению к др. взрослым. Короче говоря, у него ослабевает потребность в психологической защите родителей. Оказавшись среди чужих людей, такие дети не испытывают тревоги, они легко обращаются к взрослым за помощью, быстро привыкают лгать и попрошайничать.

Ребенок может убежать из дома «в знак протеста». Это случается чаще в возрасте 10-13 лет. В этот период психологический климат семьи имеет для ребенка очень большое значение. Дискомфорт в отношениях с родителями воспринимается особо остро. Для подростков характерно стремление противопоставлять свои суждения и вкусы родительским. Обычно это ограничивается расхождением пристрастий в музыке и одежде. Но нередки и более острые конфликты. Тогда уход должен показать, что ребенок отныне выступает перед лицом общества самостоятельно.

Побеги случаются и из внешне благополучных семей. Они могут быть связаны с неправильной родительской позицией относительно трудностей в учебе. Хроническая неуспеваемость ребенка, скептическая оценка его способностей педагогами, пренебрежительное отношение одноклассников порождают ощущение изоляции. Ребенок пытается демонстративно бесшабашным поведением компенсировать внутреннее напряжение. А это обычно приводит лишь к усилению педагогического давления. В данном случае от родителей требуется умение тактично, не подрывая авторитета школы, «встать на сторону» ребенка, поддерживать в нем уверенность, что он способен преодолеть возникшие проблемы. Бывает, что родителям жалко времени и сил на совместное преодоление трудностей. Тогда требования вроде «сиди, пока не выучишь» способны вызвать у ребенка лишь разочарование, а то и враждебность.

Понятно, что ребенок, предоставленный сам себе, легко подпадает под опасное влияние и нередко втягивается в преступные и аморальные действия. Но даже если такой неприятности не случилось, уход из дома не проходит бесследно.

На первый взгляд, самая серьезная проблема накопление навыков плохого поведения. Проживая без надзора, дети привыкают лгать, бездельничать, попрошайничать, красть. Их некому оградить от проявлений низменных инстинктов чужих людей. Они привыкают отстаивать свои интересы с помощью хитрости или злобно-агрессивных реакций. А это отталкивает от них и взрослых, и сверстников. И все же пока действует такая особенность детской психики* как подражательная форма приспособления к окружающему, ответственности за свое поведение не наступает. Это позволяет совершать предосудительные поступки в одной среде и воздерживаться от них в др. Прекращая безнадзорную форму существования, ребенок почти без затруднений адаптируется к школьной системе оценок и ожиданий.

Менее заметно то, что маленький бродяга со временем все меньше поддается воспитательным воздействиям. Этот ребенок преодолел психологический барьер своей зависимости от родителей и лишился очень важной потребности в психологической защите. Нередко он демонстрирует самостоятельность суждений. И взрослые испытывают иллюзию: с ним можно «договориться» о том, что он будет вести себя хорошо. Однако это, как правило, ни к чему не приводит. Обращаясь к его сознанию, мы сразу выбираем неверный путь. Мы забываем, что причины его поступков в недостатке не знания (дети отлично понимают, что убегать из дома нельзя), а чувства. И ведущим среди этих чувств является разочарование, неверие, что в трудной ситуации окружающие окажут ему поддержку.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте