Педагогика

БЕСЕДА (в психологии)

метод исследования, организуемый с целью выяснения индивидуальных особен — ностей личности (мотивационной и эмоциональной сфер, знаний, убеждений, интересов, предпочтений, установок, отношения к среде, коллективу и т.д.). Может проводиться как с самим испытуемым, так и с людьми, его окружающими; относится к методам опроса. Широко применяется в психологии социальной, медицинской, детской и пр. Основной способ введений исп. в ситуации психологического экспериментирования от строгой инструкции в психофизическом эксперименте до свободного общения в психотерапии.

Успешное применение Б. предполагает: 1) наличие продуманного плана Б., представляющего собой не формальный перечень вопросов, к-рые должны задаваться во время Б. (Б. не должна превращаться в анкету), а общую схему Б. с указанием того, что надо выяснить в итоге ее проведения; 2) умение исследователя получать интересующие его сведения не только путем непосредственного наблюдения, но и косвенно; 3) умение исследователя уточнять интересующие его факты в процессе Б.; 4) наличие у исследователя близкого личного контакта с испытуемым, установленного еще до Б. Ход и содержание Б. протоколируется, в частности записывается с помощью магнитофона, видеокамеры и т.д. (незаметно для исследуемого).

Б., как правило, служит вспомогательным методом исследования, ибо при анализе ее хода и результатов встает ряд трудно разрешимых проблем, касающихся откровенности испытуемого и его отношения к исследователю. Да и сам исследователь не свободен от субъективности: хотя беседа планируется заранее, в ходе общения практически невозможно абстрагироваться от личностного отношения к испытуемому. Можно сказать, что использование Б. как основного метода возможно при соответствующей квалификации психолога, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободно выразиться и одновременно абстрагировать личные отношения от содержания беседы.

Б. применяется на разных стадиях исследования как для первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных др. методами, особенно наблюдением. Умелое применение Б. может дать весьма ценные результаты.

Как специфические виды Б. выделяются: 1) «введение в эксперимент» — привлечение к сотрудничеству; 2) «беседа экспериментальная» — в ходе к-рой проверяются рабочие гипотезы; 3) интервью.

Рубрики

Партнеры: