Педагогика

АВТОРИТЕТ ЛОЖНЫЙ

форма дисциплины, способ регулирования и направления деятельности людей посредством влияния, к-рое устанавливается не на основе эрудированности, мастерства, справедливости, гражданской позиции, общественных идеалов и социального статуса, а на основе авторитаризма и мнимой доброты. У педагогов наиболее часто встречаются следующие вида ложного авторитета.

А. подавления завоевывается путем систематической демонстрации превосходства в правах и возможности держать уч-ся в постоянном безотчетном страхе перед наказанием или высмеиванием за неудачный ответ или выполнение упражнения, перед окриком, наказанием. Сейчас такие преподаватели встречаются нечасто, но вред, наносимый ими, огромен. Они провоцируют учеников на трусость, подхалимство или, наоборот, агрессивное отношение к старшему, стремление насолить ему, но тонко замаскировать нарушение дисциплины, неуважение к педагогу. Никакой речи о воспитании сознательной дисциплины в данном случае идти не может. Кроме того, грубость расшатывает нервную систему уч-ся, прививает отвращение к учебе, к учебному заведению, подрывает уважение к старшему. Требовательность преподавателя, не подкрепленная уважением к личному достоинству уч-ся, приобретает формально-бюрократический характер.

А. расстояния. Преподаватель стремится всегда держать уч-ся на дистанции и вступает с ними только в официальные контакты. Стремясь быть недоступным ^загадочным, такой преподаватель возвеличивает свою персону, создает для себя привилегии вплоть до занятий на уроке посторонними делами, прохождения в президиум школьного или студенческого собрания, хотя его никто туда не выдвигал, получения в столовой еды без очереди и т.п.

А. педантизма. У преподавателя-педанта существует система мелочных, никому не нужных условностей, традиций. Он постоянно придирается к занимающимся. Причем его придирки не согласуются со здравым смыслом, они просто неразумны. Педант несправедлив, и его действия малоэффективны. У такого преподавателя уч-ся теряют уверенность в своих силах, на занятиях одна часть уч-ся грубо нарушает дисциплину, другаЯ

держится скованно, напряженно.

А. резонерства. Преподаватель, пытающийся завоевать авторитет т.о., бесконечно поучает воспитанников, полагая, что нотациИ

главное средство воспитания. К подобным словопрениям уч^ся быстро привыкают, перестают на них реагировать и раздраженно, а иногда посмеиваясь, слушают поток нравоучений, вытекающий из уст увлеченного собственным красноречием преподавателя.

А. мнимой доброты. Чаще, чем др. виды ложного А., встречается у молодых преподавателей. Не имея достаточного педагогического опыта, эти руководители молодежи считают, что уч-ся оценят их доброту, попустительство и ответят послушанием, вниманием, любовью. Получается же наоборот: уч-ся игнорируют указания и даже просьбы старшего и вдобавок над ним же смеются.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что истинный А. зависит в первую очередь от отношения к уч-ся, знания своего предмета, культуры и общей эрудиции педагога, что, конечно, не исключает оригинальности индивидуума, его внутренней и внешней красоты.

Т.о., самовоспитание, направленное на формирование качеств, не имея к-рых невозможно завоевать высокий А. — первоочередная задача педагога. Для этого необходимо выявлять качества, к-рые мешают завоевать А., сформировать у себя твердую установку на процесс самовоспитания и проявить волевые усилия, направленные на достижение поставленной цели. Данная задача посильна каждому педагогу. Необходимо только нацелить себя на серьезную, нелегкую работу, на преодоление лени. «Преодолеть лень можно самовнушением, самовоспитанием. Для этого есть единственный, вернейший спосоБ

это заставить себя сделать то дело, к-рое нужно сделать. Другого способа нет», — писал A.G. Макаренко (Макаренко А. С. Собр. соч. М., 1951. Т. 5. С. 299).

Рубрики

Партнеры: