Педагогика

ТЕРМИНАТОРНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ в педагогике

такой способ управления образовательным процессом, к-рый приводит к уничтожению авторитета педагога и наносит большой вред воспитанию уч-ся (Е.С. Рапа — цевич, 2002). Педагоги, участвующие в «разрушительном управлении», делятся на несколько типов.

Первый тип — «один я все знаю, все вы неучи». Представитель этого типа считает, что все, что делает он, хорошо, а все, что делают его коллеги и уч-ся, плохо. А когда человека постоянно обвиняют в некомпетентности, он обязательно таким и становится.

Второй тип — «создатель чехарды в компетентности». Учителя этого типа понимают, что уч-ся по успеваемости делятся на сильных, средних и слабых. Мало того, они знают, кто из ребят к какой категории относится. Но в постоянной спешке этого не учитывают. В результате сильные ученики получают на уроках легкий материал, а во внеурочное время малоинтересные, нетворческие поручения. Слабые ученики, наоборот, не понимают объяснения преподавателя на занятиях, а во внеклассной работе не справляются со сложными поручениями творческого характера. Сложившуюся в таких случаях ситуацию можно назвать управленческой чехардой. Компетентность уч-ся становится менее компетентной, а малоком — петентность превращается в некомпетентность.

Третий тип — «с кем мне приходится работать?». Входящие в эту группу преподаватели изображают крайнее удивление, нередко сопровождающееся тяжелыми вздохами, когда уч-ся ч.-л. не понимают, просят разъяснить материал, подкрепить изложенное примером. Очень часто в этих случаях учитель с горечью говорит, что всегда всем его ученикам это было понятно, что с непониманием данного вопроса он сталкивается впервые. Результат не заставляет себя ждать. Ученик перестает задавать вопросы, теряет уважение к преподавателю.

Четвертый тип — «чтобы работать с вами, надо иметь адское терпение». При любой встрече с воспитанниками представитель этого типа упрекает их в ч.-л., использует любую возможность для критики. Нек-рые учителя умудряются критиковать, так сказать, авансом, т.е. за ошибки, к-рые уч-ся еще не совершил. При ответе ученика требуют, чтобы он приводил те оценки и иллюстрации, к-рые указал педагог, исключая любое проявление творчества, любую инициативу. Если же уч-ся что-то забыл и переспрашивает, преподаватель ему говорит, что уже отвечал на этот вопрос, и постоянно демонстрирует немалые усилия сдержать свое раздражение от бестолковости молодых людей. Представителей четвертого типа особенно не любят уч-ся.

Пятый тип — «главное, добиться высоких результатов в поведении и успеваемости». Реализуя свою позицию, представители этого типа очень много сил и нервной энергии тратят на проведение различных организационных мероприятий. Еженедельно проводят собрания. Обсуждают каждое нарушение дисциплины и каждую «двойку». Поддерживают регулярную связь с родителями и сообщают им о каждом нравственном или учебном проступке детей. А на условия учебы, правильную и эффективную современную методику преподавания (и свою, и коллег), наличие наглядных пособий, формирование общественного мнения коллектива, организацию досуга молодых людей внимания не обращают. У таких преподавателей постоянно возникают конфликты с воспитанниками. Их авторитет у основной массы уч-ся невысок.

Положение в коллективе становится особенно угрожающим, когда «терминатором» становится руководитель. Директор-терминатор требует хорошей работы, а платит преподавателям мало, условий для труда и отдыха не создает. Вовлекает коллектив в нескончаемые дрязги. Грубо разговаривает и ведет себя с педагогами. Не советуется с коллективом и из-за низкой компетентности часто принимает неверные решения. Не только не заботится о повышении квалификации работников, но и создает преграды для этого. Не находит подхода к лучшим, самым опытным и грамотным преподавателям, не опирается на их помощь в работе. А ведь самые квалифицированные специалисты имеют высокую самооценку, строптивы и не терпят мелочного контроля. У такого администратора высокая текучесть кадров в коллективе, бывает, что уходят и лучшие специалисты. Он подрывает не только свой авторитет, но и уважение к преподавателям.

Поскольку всем совершенно очевидно, что неавторитетный директор, декан, заведующий кафедрой, преподаватель успешно работать не может, т.к. не получит морального удовлетворения от своих обязанностей, каждый педагог стремится завоевать авторитет. Но не желая работать над собой, постоянно готовиться к урокам, отдельные преподаватели идут к завоеванию авторитета ложным путем. У учителей наиболее часто встречаются следующие виды ложного авторитета: авторитет подавления, авторитет расстояния, авторитет педантизма, авторитет резонерства, авторитет мнимой доброты (см. Авторитет ложный).

Рубрики

Партнеры: