Педагогика

АВТОРИТЕТ

(от лат. auctoritas — достоинство, сила, власть) — общепризнанное неформальное значение, влияние, компетентность, к-рыми наделяются и пользуются люди, идеи, системы взглядов, организации, общественные институты в силу определенных качеств и функций. Исторически термин впервые стал употребляться для обозначения власти сената в Древнем Риме в отличие от власти др. органов управления. В зависимости от сферы и способа влияния различаются А. духовный, нравственный, экономический, воплощающийся в особых общественных феноменах (духовная иерархия, лидерство, предпринимательство, правительство, капитал) и превращающиеся в способы влияния и осуществления власти. А. выражается в способности его носителей (индивида, социальной группы, общественного института) направить, не прибегая к принуждению, поступки или мысли др. людей. Существование А. связано с ограниченными возможностями человека оценивать стоящие перед ним проблемы, что обусловлено сложностью самой действительности. Отсюда факт принятия на веру утверждений носителей А. при условии, что носитель А. способен обосновать свои требования. С т. зр. этической и социально — филос. традиции А. характеризуется как категория, фиксирующая социальную связь и взаимодействие определенного типа — исторически меняющуюся форму принуждения и подчинения индивидов в их мыслях, чувствах, действиях определенным нормам и установкам. Исторически выделяются три формы А.: А. силы (в архаическом об-ве), А. веры (в традиционном об-ве), здравый смысл (в индустриальном об-ве). В филос. поиске дифференциация форм А. представлена более детально. Доминанта морального А. в античности сменилась идеей непогрешимости религиозного А. в средневековье. В философии нового времени, начиная с Гоббса, отрицается религиозный А. и подчеркивается значение нравственного А., основанного на знании. В англ. и фр. Просвещении обосновывается А. разумного права. Утверждение идеи свободной индивидуальности привело к отрицанию нравственного А. во имя автономии воли. Кант осуществил переход от мышления в категориях блага к мышлению в категориях ценностей, понятых как результат человеческой деятельности — целеполагания и волеизъявления. Фихте считал «бессовестным» подчинение А. Ницше рассматривал А. как принцип «морали рабов». Русская историософия выделила роль личного момента в формировании духовного А. Для В. С. Соловьева «внешний авторитет необходим как преходящий момент, но его нельзя увековечивать, признавать как конечную и окончательную норму» («Оправдание добра»). Бердяев противопоставлял внешний социальный А. авторитету совести. И. А. Ильин, рассуждая о духовном А., связывал его с А. власти, предполагающим религиозное доверие народа, независимость от иностранных влияний, волевой характер. В постклассической философии 20 в. присутствует и автономистская (отрицается любой А., утверждается принцип абсолютной свободы личности) и авторитаристская (признаются приоритеты носителей А.) тенденции. В совр. политической философии А. рассматривается как необходимое условие всякого могущества и власти. Из философии Гоббса и утилитаристов пришло представление о том, что проблема А. может быть представлена в виде дилеммы «свобода — А.». А. понимается как А. верховной власти, позволяющий сохранить об-во как целостность. М. Вебер предложил формальную типологию власти: А. может основываться (1) на рациональных установках — системах правил, касающихся способов приобретения власти и границ ее применения; (2) на традициях, когда законность порядка вытекает из представлений о его сакральности и неизменности; (3) на харизме — личных качествах лидера, вождя (мудрости, убежденности, отваге).

Е. Л. Петренко

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики