Педагогика

АТТИТЮД (УСТАНОВКА)

готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека. Речь идет именно о готовности к предстоящему действию. Если навык относится к периоду осуществления действия, то У. — к периоду, что ему предшествует. А. (У.) имеет весьма важное функциональное значение: это состояние готовности позволяет эффективнее выполнить соответствующее действие. Но иногда механизмы установки могут ввести в заблуждение.

Основная методика исследования фиксированной У., разработанная Д.Н. Узнадзе, заключается в следующем: у субъекта создается потребность разрешить предлагаемую ему экспериментальную задачу (указать, напр., какой из данных ему двух шаров кажется большим). Экспозиция этих объектов повторяется несколько раз (10 — 15) с тем, чтобы возникающая в каждом отдельном случае У. (на оценку «больше» или «меньше») зафиксировалась у него в достаточной степени (установочные опыты). После этого в очередной (скажем 16-й) экспозиции обычные шары, посредством к-рых фиксировали У., подменяются двумя равновеликими шарами предлагается >знать, каковы они. Этот опыт обнаруживает наличие у испытуемого фиксированной У. в соответствии с предыдущими опытами испытуемый оценивает один из равновеликих шаров как «больший» или «меньший», — и поэтому опыт называется критическим. Установочные :пыты создали у испытуемого состояние, которое вызвало восприятие равных шаров как неравных. Это состояние есть не что иное, как готовность к определенной активности, т.е. У. В экспериментах Д.Н. Узнадзе и в работах, проведенных под его руководством, было обнаружено, что У., созданная в сфере к.-л. одной модальности, проявляется не только в той же самой модальности, но и в др. (напр., после проведения установочных опытов с .дарами в гаптической сфере испытуемые при тахистос — копическом зрительном предъявлении равных кругов воспринимают их как неравные). Согласно концепции Д.Н. Узнадзе, У. как готовность к действию является состоянием именно личности в целом целостно-личност- ным состоянием, а не к.-л. частным психическим процессом. Это и отличает концепцию Д.Н. Узнадзе об У. от трактовки этого понятия в традиционной психологии, »рая понимает У. именно как частный психический факт влияния направленности предшествующей деятельности на последующую. Понятие У. в трактовке Д.Н. Узнадзе дает возможность раскрыть основы, формы и закономерности активности субъекта в целом.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

14 + шесть =

Рубрики

Партнеры: