Педагогика

АТОМИСТИКА

(от греч. atomos — неделимый) — концепция дискретного строения материи, к-рая сначала относилась к веществу, а впоследствии также к энергии. В более широком смысле А. характеризует дискретность любой неделимой части объекта, процесса, свойства или состояния (социальная А., логическая А., психологическая А. и т. п.). А. возникает как натурфилос. представление о строении и свойствах мира в учениях древнегреч. философов Лев — киппа и Демокрита, согласно к-рым материя состоит из мельчайших частиц, не допускающих дальней — шего деления, названных атомами. Разл. комбинациями последних объясняются строение и свойства др. материальных тел. В дальнейшем идея А. получила мощный толчок для всесторонней разработки в рамках экспериментального естествознания, и прежде всего в химии и физике. Само понятие атома было освобождено от прежних наивных механистических представлений, и в химии с ним стали связывать наименьшую неделимую часть элемента, являющуюся носителем его химических свойств. Наименьшую же часть вещества, состоящую из одного или нескольких атомов, стали называть молекулой. А. позволила решить ряд фундаментальных проблем естествознания путем реакции свойств и законов движения макротел к свойствам и закономерностям составляющих их атомов и молекул (природа химических реакций, молекулярно-кинетическая теория теплоты, статистические законы физики и т. п.). Открытие дискретного характера процессов излучения и поглощения энергии и фотоэффекта позволило распространить идеи А. на различные физические поля, где в качестве атомов рассматриваются кванты поля. Хотя А. как метод редукции сложного к простому, неэлементарного к элементарному оказался чрезвычайно плодотворным, он требует дополнения противоположным методом, в к-ром учитывается взаимосвязь и взаимодействие элементов в рамках целостной системы.

Г. И. Рузавин

Рубрики

Партнеры: