МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

взаимная согласованность учебных программ, обусловленная системой наук и дидактическими целями. Дидактические принципы научности и систематичности знаний требуют расположения в учебном плане отдельных учебных предметов т.о., чтобы изучение одного предмета могло опираться на знания, излагаемые в др. предметах. Актуальность реализации М.с. в обучении обусловлена современным уровнем развития науки, на к-ром ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. На грани смежных научных областей образовались новые, синтезированные науки – биофизика, биохимия, физическая химия, медицинская радиология, биокибернетика, бионика и др. Науки объединяются в изучении сложных комплексных проблем современности (человек и космос, человек и природа, общество и личность, наука и производство, человек и машина и др.), образуя межнаучные комплексы. Возникают общенаучные теории (теория информации, теория систем и др.), к-рые выдвигают новые методы познания сложных объектов природы и общества. Возрастает роль философии в методологическом синтезе наук на основе принципов материалистической диалектики (целостности, системности, конкретности, развития и др.). Интеграция научных знаний предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежных с его специальностью наук и умений комплексно применять их при решении научных, производственных и народнохозяйственных задач. Теоретические основы многих производств составляют знания пограничных наук, напр. физической химии, биохимии и др. Повышается потребность в специалистах широкого профиля. Их подготовка происходит на основе политехнических знаний и умений. «Политехнизм не есть какой-то особый предмет преподавания, он должен пропитывать собою все дисциплины, отразиться на подборе материала и в физике, и в химии, и в естествознании, и в обществоведении. Нужна взаимная увязка этих дисциплин и увязка их с практической деятельностью…» (Н.К. Крупская).

М.с. являются актуальным средством комплексного подхода к обучению и воспитанию уч-ся. Наличие М.с. в учебных программах позволяет создать у уч-ся средних классов представления о системах понятий и универсальных законах, а у уч-ся старших классов – об общих теориях и комплексных проблемах. Физику, химию и биологию объединяет система понятий о материи, формах ее движения и уровнях организации. В процессе осуществления М.с. «биология – химия – физика» уч-ся глубоко осЪзнают общность и особенности структуры живых и неживых макротел. Математическими понятиями приходится оперировать на занятиях по физике, формулируя законы и выводы из тех или иных теоретических посылок, преобразуя формулы, решая физические задачи и т.п. Знание математики необходимо и при изучении химии. Взаимно подкрепляют друг друга курсы химии и физики. Математика, физика и химия широко используются при изучении основ производства. Знание определенных исторических периодов и важнейших исторических событий эпохи, почерпнутое из курса истории, дает возможность глубже понять художественное творчество писателя, его позицию в изображении героев и жизни общества. Иногда межпредметное согласование производится в пределах циклов и не только одного класса (т.е. по горизонтали), но и на протяжении ряда лет (по вертикали). Осуществляя М.с. «биология – физика – химия – обществоведение», учителя должны убедить уч-ся в том, что биологическая форма движения материи представляет собой более высокий уровень ее развития, она не может быть сведена к физико-химическим процессам, как и социальные процессы не сводятся к биологическим. Вместе с тем необходимо сформировать важные мировоззренческие выводы о материальном единстве мира и законах его развития, о познаваемости сложнейших явлений природы и использовании знаний в хозяйственной деятельности человека. Систематические М.с. необходимы для раскрытия в процессе обучения фундаментального единства «природа – человек – общество». У уч-ся должно быть сформировано понятие о природе как системе, в к-рой все ее элементы взаимодействуют в круговороте веществ и энергии, постоянно совершенствуются процессы самовоспроизведения и тем самым поддерживаются нормальные биофизические и биохимические условия жизни на Земле. Важно, чтобы уч-ся осознали, что практическая деятельность человека, его воздействие на природу может протекать благоприятно для нынешних и грядущих поколений только на основе познания ее законов и бережной охраны окружающей среды.

М.с. служат способом раскрытия в содержании обучения современных тенденций развития науки, возникающих под влиянием процессов интеграции: социализации, гуманизации, теоретизации, математизации, формализации и др. Благодаря М.с. наука предстает перед уч-ся не только как система знаний, но и как система методов. М.с. позволяют полнее раскрыть историю науки и ее практическое применение. Путем .изучения М.с. раскрывается социальная значимость естественнонаучных знаний. Предоставляется возможность приобщить школьников к гуманистической, мировоззренческой и практической ценности естественнонаучных понятий. В современных условиях обучения М.с. следует рассматривать как средство отражения в содержании каждого учебного предмета и в учебной деятельности уч-ся продуктов межнаучной интеграции. М.с. повышают уровень научности обучения и его роль в формировании научного мировоззрения уч-ся. Существуют различные виды М.с.: 1) фактические связи – связи между учебными предметами на уровне фактов; 2) понятийные связи, направленные на формирование понятий, общих для родственных предметов; 3) теоретические связи – системы научных знаний в определенной предметной области; 4) философские связи, отражающие категории материалистической диалектики (общее и особенное, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, содержание и форма, сущность и явление).

Читайте далее:

Оставьте комментарий