Педагогика

АРГУМЕНТАЦИЯ

— рационально-логический способ убеждения в ходе спора, дискуссии и полемики, опирающийся, с одной стороны, на оценку аргументов, или доводов, а с другой — на правильность логических рассуждений, основанных на этих доводах. Истоки искусства А. восходят к античной риторике и философии. В отличие от искусства красноречия и спора тогдашних учителей риторики Сократ, Платон и Аристотель главным условием убедительности речей считали обоснованность утверждений оратора, а также их правильную логическую взаимосвязь. Чувства, эмоции, красноречие и т. п. могут лишь усилить убедительность речи, но сами по себе не в состоянии придать ей обоснованность и правильность. Сократ и Платон осн. формой убеждения считали диалог, а Аристотель — доказательное и частично правдоподобное рассуждение. Эти две тенденции постоянно взаимодействовали между собой в истории риторики, логики и методологии научного познания. Поскольку доказательные рассуждения обладают наибольшей силой убеждения, то долгое время А. отождествляли именно с ними. Однако такие рассуждения чаще всего используются для обоснования и проверки утверждений и предположений, напр. доказательства теорем, проверки гипотез, обоснования предсказаний и т. д. Но они не отражают реальной ситуации, к-рая складывается в ходе спора, дискуссии и полемики. Во-первых, доводы при этом не остаются неизменными: они дополняются, уточняются, изменяются и даже опровергаются. Во-вторых, при оценке А. приходится обращаться к вероятностным способам рассуждений (индукция, аналогия, статистика). В-третьих, убеждение аудитории в значительной мере зависит от ее согласия с выдвигаемым тезисом и доводами в ее защиту. Т. обр., дедуктивные и чисто формальные методы уступают здесь место неформальным, содержательным способам рассуждений. Если моделью доказательства является математика, то А. — судебный спор. Поэтому С. Тулмин рассматривает А. как обобщенную юриспруденцию, а другой теоретик А. — X. Перельман — как возврат к аристотелевским диалектическим (правдоподобным) рассуждениям, цель к-рых — добиться согласия с аудиторией.

Г. И. Рузавин

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики