АРЕНДТ

Ханна (1900—1975) — нем.-амер. философ и политолог, училась в Марбурге, Фрайбурге и Гейдельберге у Ясперса и Хайдеггера, в 1933 эмигрировала в Париж, а в 1941 — в США. Преподавала во мн. амер. ун-тах, занималась публицистикой, после войны руководила еврейскими культурными организациями, была близка к идеям Франкфуртской школы. Наибольшей известностью пользуется работа А. «Элементы и происхождение тоталитарного господства», где анализируется отличие тоталитарной системы господства от тирании, деспотии и диктатуры. Тоталитаризм, по А., — «конкретная универсалия», обладающая собственной формой и содержанием, логикой возникновения и эволюции. Характерные черты такой системы — господство тоталитарной идеологии, тайной полиции и политической партии. Тоталитарной идеологии присущ национализм, империализм, возвеличивание вождя. Но террористический и преступный характер тоталитарного режима детерминируется не человеческой агрессивностью или биологической предрасположенностью, а определяется идеологическими постулатами. В труде «Vita activa, или О деятельной жизни» А. критикует созерцательные представления о человеческом бытии и выдвигает идею активности, интеракции, к-рую в дальнейшем разовьет Хабер- мас. В связи с этим понятием А. различает три осн. формы человеческой активности. На нижней ступени стоит простой труд, с помощью к-рого человек удовлетворяет свои первичные жизненные потребности, на второй — более сложный труд, основанный на технике, создании искусственного мира и качественно новых изделий и материалов, и, наконец, высшая ступень — интеракция, общая коммуникативная практика, во мн. формирующая совр. человека. Осн. мотивы философии А. — свобода и гуманизм. Свобода для нее не только фундаментальная (хотя, скажем, и несколько абстрактная) характеристика человеческого существования, но и осн. критерий измерения социального и духовного прогресса. С этой т. зр. А. показывает противоречивость прогресса. Если в античности, в греческом полисе, оставались островки свободы, то в средневековье и в наше время в связи с засильем массового труда и технической цивилизации наблюдается дефицит свободы. Идеи А. о социальной активности и тоталитаризме сыграли важную роль в формировании совр. политологии, а ее публицистическая и культурно-политическая деятельность получили высокую оценку широких кругов общественности.

И. И. Петров

Добавить мысль

Рубрики