Педагогика

АНАЛИЗ (в психологии)

мыслительная операция (действие), позволяющая субъекту мысленно расчленить целое на части. Задатки А. можно наблюдать уже в действиях высших животных, у к-рых он имеет практический характер. У человека же на основе производственной деятельности развилась способность осуществлять А. на уровне оперирования понятиями и суждениями. Условием всестороннего познания исследуемого объекта является многогранность его А. и синтеза. Расчленение целого на составные части позволяет выявить строение исследуемого объекта, его структуру, отделить существенное от несущественного, свести сложное к простому, расклассифицировать предметы и явления. В процессе аналитической деятельности мысль движется от сложного к простому, от случайного к необходимому, от многообразия к тождеству и единству. Т.о., цель А. — познание частей как элементов сложного целого. Однако А. приводит к выделению сущности, к-рая еще не связана с конкретными формами ее проявления; единство, продолжающее оставаться абстрактным, еще не раскрыто как единство в многообразии. Только с помощью синтеза можно достичь этого.

Рубрики

Партнеры: