Педагогика

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

(от лат. ambo — оба и valentia — сила; противоречивый, двойственный) — сосуществование в глубинной структуре личности противоположных, взаимоисключающих эмоциональных установок (напр., любви и ненависти) по отношению к к.-л. объекту или человеку. Сам термин «А.» введен в научный оборот швейцарским психиатром Э. Блейлером для обозначения патологически противоречивых состояний и реакций, к-рые быстро сменяют друг друга. Блейлер видел в А. осн. характеристику психической жизни человека, страдающего раздвоением личности (шизофренией). Он вычленил три типа А.: 1) эмоциональную — позитивное и одновременно негативное чувство к к.-л. человеку (таковы, по его мнению, отношения родителей и детей); 2) волевую, выражающуюся в бесконечных колебаниях между противоположными решениями, заканчивающихся подчас отказом от всякого решения; 3) интеллектуальную, выражающуюся в нанизывании противоречащих друг другу, взаимоисключающих идей, между к-рыми мечется мысль больного. Расширяя смысл и область применения этого понятия в психологии, Фрейд рассматривал А. не только как сосуществование противоположных эмоциональных, волевых и интеллектуальных установок, но и как сосуществование в недрах одной и той же личности более «глубинных» побуждений (влечений) — активных и пассивных витальных импульсов. Эти влечения были сведены Фрейдом к двум разнонаправленным формам «инстинкта смерти» («Танатоса»), направленным на разрушения «объекта» (садизм) или самого себя (мазохизм). Инстинкту смерти и разрушения противостоит жизнеутверждающий инстинкт жизни («Эрос»): противоположность этих двух фундаментальных инстинктов и обусловливает, по Фрейду, как изначальную А. человеческой психики, так и все последующие формы этой двусмысленности. Он видел в А. особенность инфантильной эмоциональной жизни, сохранившейся в бессознательном взрослого человека. Социологическая интерпретация А. дана в работах Мертона, к-рый истолковывает ее с помощью понятий: социальная роль, статус, конфликт ролей. Считая источником психической А. социальную А., Мертон вычленяет ряд социальных типов А.: 1) связанную с множеством функций, придаваемых статусу личности (напр., экспрессивной и инструментальной); 2) обусловленную конфликтом между статусами (напр., конфликт статусов мужчины и женщины в семье и на производстве); 3) определяемую конфликтом между отдельными социальными ролями; 4) вытекающую из факта сосуществования в об-ве противоположных ценностей культуры; 5) обусловленную конфликтом между социальной структурой и системой культурных ценностей, т. е. конфликтом между предписываемыми культурой стремлениями и предоставляемыми социальной системой средствами для их осуществления; 6) имеющую своим источником существование определенного круга людей, живущих одновременно в нескольких об-вах (иммигранты) и ориентированных на различные культурные ценности. Свою теорию Мертон применил также к анализу конфликта норм, свойственных науке как социальному институту. В широком смысле амбивалентными наз. сложные противоречивые чувства, к-рые одновременно привлекают к себе и вместе с тем отпугивают, вообще вызывают положительные и отрицательные чувства. Понятием А., или двойственности, личности пользуются при анализе противоречий ее нравственного развития, мотивов ее поведения, противоречий между склонностью и долгом и т. д.

Ю. Н. Давыдов, А. П. Огурцов

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики