Педагогика

АЛЬТЮСЕР

Луи (1’918—1990) — фр. философ, основатель направления, называемого «структуралистским марксизмом», «научным марксизмом», или альтюсерианством. В первый период своей деятельности (1-я пол. 60-х гг.), выступив против широко распространившейся «гуманистической» интерпретации марксизма, провозглашавшей возврат к «молодому Марксу», к Гегелю и Фейербаху, а также использовавшей экзистенциалистскую и др. концепции человека, А. предложил прямо противоположный путь обновления марксизма: очищение его от гегельянства, фейербахианства и разработка как строгой науки в ее отличии от всего немарксистского. Отсюда идея «эпистемологического разрыва» между зрелым Марксом и молодым, лозунги «теоретического антигуманизма», «анти — историцизма», «антиэмпиризма» и «антиидеоло — гизма». Исторический материализм, по А., не философия, а конкретная «наука об истории». История же — это «процесс без субъекта и цели», для понимания к-рого недостаточно просто «перевернуть» гегелевскую диалектику (оставляя ее телеологической). Марксистская диалектика — иная по своей структуре: в ней нет «отрицания отрицания», и никакое противоречие не разрешается само собой, но всегда в сложном взаимодействии с другими противоречиями («сверхдетерминация»). Этим А. объясняет роль надстроечных сфер, а также революций в отсталых странах. Процесс познания А. истолковывает как производство знаний («теоретическая практика») на основе теоретического синтеза «сырья» — прежних знаний, и «орудий производства» —методов, гипотез и т. д. Философию же А. вначале представлял как «теорию теоретической практики», но затем, подвергнув самокритике свой «теоретизм», определил ее как мост между наукой и идеологией, как «классовую борьбу в теории (в конечном счете)». В этот второй период (2-я пол. 60-х гг. и до конца жизни) А. разрабатывает концепцию идеологии, исследует роль философии в научном познании, проявляет политическую активность. Его последователи во Франции и др. странах (Э. Балибар, П. Реймон, Д. Лекур, Н. Пулантзас и др.) развивают и применяют его идеи в философии и разл. общественных науках. Осн. соч.: «За Маркса» (1965), «Читать «Капитал» (в соавторстве с Э. Балибаром, П. Маш — ре, Ж. Рансьером, Р. Эстабле) (2 т., 1965), «Ленин и философия» (1969).

М. Н. Грецкий

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики