Педагогика

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ (новые социальные) ДВИЖЕНИЯ

— совокупность демократических движений, борющихся за защиту окружающей среды, новый образ жизни, равноправие полов, совершенствование политической системы и т. д. Возникли в развитых странах в начале 70-х гг. 20 в. Опасность экологического кризиса, угроза военных конфликтов, засилье бюрократии, неспособность традиционных политических партий решить новые социальные проблемы — все это вызвало к жизни многочисленные А. д. с новой идеологической направленностью и новыми методами деятельности, к-рые продолжили во многом дело «новых левых». На развитие идеологии А. д. оказали влияние концепции «нулевого роста» Римского клуба, теория «нового человека» и «нового об-ва» Э. Фромма, мелкомасштабного производства и «мягкой технологии» Э. Шумахера, «экологического материализма» К. Эмери и др. Теоретическим ядром идеологии А. д. служит экологическая философия. Суть ее выражается в тезисе, что ресурсы планеты ограниченны, производительные силы не могут развиваться прежними темпами, поэтому необходим отказ от экспансионизма и создание альтернативной техники и технологии, формирование альтернативной культуры, основанной на новом образе жизни. Альтернативисты отказываются от прежних буржуазных ценностей (успех, прибыль, карьера) и моделей поведения (эгоизм, индивидуализм), создают коммуны и общины, трудовые кооперативы, выступают за гармонизацию отношений между природой и об-вом, стремятся к полному самовыражению личности, усилению влияния индивида на различные сферы об-ва, автономизации личной жизни, открытости людей и об-ва к новым идеям и исканиям, взаимной терпимости и дружбе. Выступают против безудержного индустриализма и урбанизма, а в области философии — против вульгарного прогрессизма и технологического детерминизма. В А. д. с т. зр. политической ориентации выделяются три осн. направления: «экосоциализм» (О. Флехтайм), «зеленый парламентский реформизм» (Э. Шумахер) и «зеленый фундаментализм» (Р. Баро). Представители первого направления стремятся к синтезу марксизма и экологизма, ставят проблемы защиты окружающей среды в центре совр. мышления, отстаивают экологические принципы научно-технического, индустриального и демографического развития. «Экосоциалисты» считают, что на базе капиталистического способа производства гармония между человеком и об-вом затруднена, а общественное разделение труда и стремление к прибыли во мн. случаях ведут к отчуждению, техника превращается в самостоятельную и плохо управляемую силу, способствующую укреплению авторитарных форм господства. «Эко- реформисты» выступают за «нефункциональное» понимание демократии, новую систему «демократической конкуренции», расширение сферы ответственности граждан по отношению к «самоосознанному воспроизводству жизни», «возвращению к человеку как мере всех вещей», за децентрализацию об-ва, региональную автономию, развитие плюрализма и оригинальности в каждом индивиде и об-ве в целом. «Фундаменталисты» критикуют технократические и сциентистские догмы, считая, что необходимо разрушить прежнюю индустриальную систему и создать новую, подчиненную законам развития природы как экосистемы. Особое место в рамках экологической философии занимает синергизм (Синергетика) — учение, объединяющее в единое целое социальную экологию, экологию, теорию экосистем и др. Важным направлением филос. синергизма является «новый спиритуализм» —течение, провозглашающее идеи духовного единства, гармонии, природного порядка, целостности и др. В США это движение получило название «Нью-эйдж» («новый век», «новая эпоха»), оно распространилось во многие страны, в т. ч. и Россию. А. д. удалось объединиться в ряде стран в политические партии (партии «зеленых») и добиться успехов на выборах. Их теоретическая программа заключается в следующем: 1) самоопределение и самоосуществление индивида в политике, экономике и культуре и освобождение индивида от оков бюрократизма, засилья технологий; 2) замена системы репрезентативной демократии базисной демократией; 3) преодоление «гигантизма» в индустриальном производстве; 4) приоритет свободы, образования и здоровья; 5) признание регионализма и местной культуры; 6) развитие малых форм производства («малое прекрасно» — Э. Шумахер). А. д. вносят значительный вклад в борьбу за социальный прогресс в новых условиях, решение глобальных проблем совр. цивилизации.

И. И. Петров

Рубрики