Педагогика

АКТИВНОСТИ ФИЗИОЛОГИЯ

концепция Н.А. Бернштейна, разработанная им на основе изучения движений, согласно к-рой активность рассматривается как существенное свойство организма животного, определяющее его поведение. А.ф. явилась принципиально новым шагом в развитии не только нейрофизиологии и психологии, но и биологии, переходом от рассмотрения организма как реактивной системы к его рассмотрению как активной системы. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. На это преодоление организм отпускает энергию до тех пор, пока он не восторжествует над средой либо погибнет в борьбе с ней. Как все неживые системы, окружающая организм среда движется в направлении возрастания энтропии (однозначной функции состояния термодинамической системы). Организм же движется не-гэнтропически, добиваясь и достигая понижения уровня энтропии в самом себе и оплачивая этот эффект ценой метаболического возрастания энтропии в своем окружении за счет окисления и разрушения вещестВ

участников энергетического метаболизма. Принцип физиологической и биологической активности альтернативен концепциям, к-рые имеют в основе представление о трехчленной рефлекторной дуге (как для безусловного, так и для условного рефлексов). Однако стимул, будучи бесспорной причиной появления самого феномена рефлекса, ничего не говорит о генезе и значении этого рефлекса — о том, почему на этот стимул организм отвечает именно так, а не иначе. А.ф. стремится ответить на вопрос, для чего совершается реакция организма, какой потребности организма она соответствует. Жизнедеятельность организма — не уравновешивание его со средой, а активное преодоление среды, определяемое моделью потребного будущего. Активность организма строится в соответствии с вероятностным прогнозированием дальнейшего развития событий в среде и положения в ней организма.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики