АЙЕР

Алфред (1910—1989) — англ. философ. Проф. Лондонского (1946—1959) и Оксфордского (1959—1978) ун-тов. Позиция А. формировалась под влиянием идей Рассела, Мура, а также Венского кружка. А. сблизил концепцию логического позитивизма с традицией идеалистического эмпиризма Юма —Д. С. Милля. Предложения логики и математики А. рассматривал как аналитические (априорные) и отделял их от синтетических (эмпирических) предложений естественных наук. Формулировки традиционных филос. проблем оценивал как «научно не осмысленные», считая, что они не являются ни логическими тавтологиями, ни эмпирическими гипотезами, а возникают в результате логических и лингвистических ошибок «метафизиков». Поэтому философия должна стать критико-аналитической деятельностью по прояснению предложений. В центре внимания А. оказался принцип верификации знания в непосредственном чувственном опыте субъекта. Однако под воздействием критики впоследствии стал рассматривать данный принцип как сугубо методологическое требование установления осмысленности предложений. А. исследовал различные проблемы восприятия, памяти, личного тождества, познания «чужих сознаний». Физические объекты трактовал как логические конструкции из «чувственных данных». Цель теории познания А. видел в исследовании оснований достоверного знания. В поздних работах А. охарактеризовал свою позицию как «усовершенствованный реализм», считая ее наиболее приемлемой с т. зр. «удобства». В области этики развивал концепцию эмотивизма. Осн. соч.: «Язык, истина и логика» (1936) и «Проблема познания» (1956).

А. Ф. Грязное

Читайте далее:

Оставьте комментарий