АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ

— направление в англ. философии, возникшее во 2-й пол. 19 в., иногда называемое также, хотя и не совсем точно, англ. неогегельянством. А. и. имел сторонников и в амер. философии. Непосредственными предшественниками А. и. явились англ. романтики (в первую очередь С. Т. Колридж), к-рые стимулировали среди профессиональных философов интерес к спекулятивной объективно-идеалистической метафизике. Задачу опровержения исходных принципов англ. эмпиризма и сенсуализма решал Т. X. Грин, к-рый противопоставил национальной филос. традиции отдельные положения кантовского, фихтеанского и гегелевского идеализма. Он также критиковал господствовавшую в стране ассоциативную психологию. Представители англ. А. и., напр. Б. Бо – занкет, использовали свое обьективно-идеалисти- ческое учение о гос-ве как особой целостности (зачастую отождествляемой с Абсолютом) для обоснования «законности» полного подчинения личности гос-ву. Решающую роль в оформлении А. и. как самостоятельной школы сыграл оксфордский философ Ф. Брэдли. С помощью разработанного им метода «негативной диалектики» он старался показывать самопротиворечивость и потому нереальность всех явлений и свойств объективного мира (в т. ч. пространства и времени), к-рые входят в Абсолют, не сводящийся к сумме своих частей, а представляющий собой новое, высшее качество. Представители А. и. (напр., Г. Иоахим) критиковали традиционную формальную логику, противопоставляя ей иррационалистичес – ки истолкованную гегелевскую диалектическую логику; для мн. из них было характерно когерентное истолкование истины как систематического единства, создаваемого существенными «внутренними отношениями» и совпадающего с Абсолютом. Монистическая интерпретация А. и. Брэдли и нек-рых др. философов была дополнена плюралистическим, персоналистским вариантом, представленным в работах Д. Э. Мак-Таггарта, понимавшего Абсолют как духовное сообщество личностей-субстанций. В нач. 20 в. в Великобритании А. и. становится объектом острой критики со стороны ранних представителей аналитической философии и неореализма, а в США — прагматизма и к концу 20-х гг. фактически перестает существовать в качестве самостоятельного филос. направления.

А. Ф. Грязное

Читайте далее:

Оставьте комментарий