АББАНЬЯНО

Никола (1901—1990) — итал. философ, основоположник «позитивного экзистенциализма», в к-ром нашли оригинальное переосмысление осн. темы нем. и фр. экзистенциализма Хайдеггера, Ясперса, Марселя, Сартра и др. А. как бы снимает упреки в антиинтеллектуализме, иррационализме традиционного экзистенциализма, полагая, что в его собственной концепции все это превращается в элементы положительного и конкретного анализа, без к-рых нельзя понять рациональности мира. «Позитивный экзистенциализм», согласно А., это своеобразная «вечная философия» человеческого существования, к-рая помогает человеку понять самого себя, др. людей, существующий мир. Она не сводится лишь к выработке понятий, к конструированию систем, но означает также фундаментальный выбор, решение, заботу, страдание, т. е. благодаря этой философии человек может жить подлинной жизнью и быть самим собой. Она раскрывает перед человеком бесконечные горизонты возможностей и в этом смысле является подлинным гуманизмом. Неопределенность и свобода составляют подлинное бытие человека, субстанцию человеческого Я, к-рая является условием и реальности, и человеческой судьбы, а также основой существования с др. людьми. Только благодаря сосуществованию человек может реализовать свое Я. Самой существенной характеристикой природы и конституции человека является время, поскольку оно раскрывает перед ним бесконечное количество возможностей. Взаимопереливы прошлого и будущего образуют историчность человеческого бытия, к-рая реализует одновременно человеческое Я и субстанцию экзистенции, или субстанцию существования. Историчность рождается из напряжения между текущим и преходящим временем и вечностью, к-рые одновременно и связаны с историчностью, и противопоставляются ей. Проблемы истории — это не проблемы исторической реальности или исторического суждения, а проблемы существования сущего, или человека. Свобода существования имеет смысл лишь в отношении к бытию. Быть или не быть свободным человек решает в ходе своего свободного выбора. Человек как существование есть органическая часть мира как тотальности. Неприятие мира есть отказ от подлинного существования. Природу А. считал объективным порядком вещей, в к-ром совпадают реальность и инстру- ментальность, ибо человек взаимодействует с вещами и непосредственно и опосредованно, при помощи техники. Настоящая техника, по А., представляет собой «встречу» между природой и человеком. Но если техника лишь инструмент воздействия человека на вещи, то искусство — это возвращение к природе, и в качестве такового оно есть история. Возвращаясь к природе, человек «встраивает» ее в историю. Искусство как возвращение к природе является подлинно свободным выбором, следовательно, в искусстве человек утверждает свою свободу. Соч.: «Позитивный экзистенциализм» (1948), «Введение в экзистенциализм» (1967), «История философии» (т. 1, 2(1), 2(2) — 1961), «Философский словарь» (1961).

К. М. Долгов

Оставьте комментарий

Сохранить информацию?

Send this to a friend

Adblock
detector