Педагогика Психология Социология

«ЗВЕЗДНАЯ БОЛЕЗНЬ»

стойкое состояние личности, возникшее в результате регулярно повторяющихся успехов в деятельности и характеризующееся переоценкой своих возможностей, пренебрежительным отношением к коллегам, соперникам и ослаблением мотива достижения (Е.С. Рапацевич, 2002). Значительное влияние на силу и устойчивость мотивов деятельности оказывают успехи и неудачи, переживаемые человеком. Успехи воодушевляют его, а постоянно возникающее удовлетворение от достигнутого результата приводит к удовлетворенности родом занятий, т.е. к стойкому положительному отношению к своей деятельности. Неудачи приводят к возникновению состояния фрустрации, к-рое может иметь два исхода в плане влияния на силу и устойчивость мотива. В одном случае неудачи, повторяющиеся неоднократно, вызывают у человека желание оставить эту деятельность, т.к. он полагает, что мало способен к ней. Эта интропунитивная форма фрустрации, направленная на самого себя (самообвинение), может привести к свертыванию целей деятельности, замещению их более простыми, доступными, или только к мысленному их достижению, или вообще к отказу от них.

В др. случае при экстрапунитивной форме реагирования на неудачи у человека возникает агрессивная реакция, направленная на внешние объекты, сопровождающаяся досадой, озлобленностью, упрямством, стремлением добиться намеченного во что бы то ни стало, даже вопреки реальным возможностям. При этом неудача рассматривается как случайность из-за сложившихся внешних обстоятельств. В результате мотив усиливается, но действия, предпринимаемые человеком под его влиянием, часто носят импульсивный и иррациональный характер: они продолжают осуществляться даже тогда, когда уже не целесообразны.

Однако и систематически повторяющиеся успехи таят в себе определенную опасность: к роли успешного (преуспевающего) в к.-л. деле нек-рые люди быстро привыкают. У них вырабатывается неумеренно завышенная самооценка, появляются самоуспокоенность, пренебрежение к коллегам или соперникам. Это свидетельствует о появлении у таких субъектов «З.б.» и приводит к снижению силы мотива — зачем стараться, если и так все получается. Чем больше выражена «З.б.», переоценка своих возможностей, тем более сильным будет внутренний конфликт в случае неудачи. Именно у таких людей порог фрустрации оказывается сниженным. Поэтому педагогам в воспитательных целях следует иногда создавать такие условия, чтобы ученик помимо успехов испытывал и неудачи. Для этого можно давать более трудные задания, к к-рым он еще не готов, устраивать соревнования с более сильными соперниками, искусственно занижать достигнутые результаты и значимость успеха (т.е. использовать более жесткие критерии оценки) и т.д.

Рубрики

Партнеры: