ЖУРНАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

периодические издания, посвященные вопросам воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. В Республике Беларусь выходят следующие Ж.п.: «Пралеска», «Пачат- ковая школа», «Народная асвета», «Пачатковае навучан – не: сям’я, дзщячы сад, школа», «Б1ялопя: праблемы вык – ладання», «Чалавек. Грамадства. Свет», «Асновы мас – тацтва», «Юраванне у адукацьи», «ПЫхалопя», «Адука – цыя i выхаванне», «Пазашкольнае выхаванне» и др.

забывается медленнее, чем, напр., последовательности цифр или бессмысленных слогов. Наличие интереса к запоминаемому материалу ведет к более длительному его сохранению. Материал, связанный с потребностями, целями действий человека, забывается медленнее, а многое из того, что имеет для субъекта особое значение, не забывается совсем. 3. не сводится только к количественному уменьшению объема заученного материала, претерпевающего в процессе сохранения и воспроизведения качественные изменения. Наиболее полно и прочно сохраняется основное содержание материала; второстепенные детали забываются быстрее. В связи с этим сохраняемый в памяти материал приобретает со временем все более обобщенный, схематический характер.

Наиболее распространенные гипотезы 3. связаны с двумя гипотезами, впервые сформулированными немецкими психологами Г.Э. Мюллером и А. Пильцекером в 1900 г. Согласно одной из гипотез, 3. происходит потому, что процессы запоминания к.-л. нового материала и вообще любая психическая активность взаимодействуют (интерферируют) с уже имеющимися в памяти ассоциациями и могут разрушить их. Гипотеза же о слабости следа предполагает простое ослабление ассоциации (энграммы) с течением времени. Эта гипотеза имеет относительно мало сторонников и подтверждается лишь при исследовании сенсорной памяти. Своеобразное толкование 3. было предложено в психоанализе, где оно рассматривается как результат работы специфических защитных механизмов, вытесняющих из сознания и в дальнейшем не пускающих в него травмирующие, аффекто – генные впечатления.

Многочисленные наблюдения и эксперименты показывают, что 3. далеко не всегда бывает абсолютным. Изменение функционального состояния, восстановление условий, в к-рых происходило запоминание, применение более эффективной стратегии воспроизведения и поиска в памяти зачастую оказываются достаточными для восстановления, казалось бы, утраченной информации. Большое значение для предотвращения 3. (напр., в практике обучения) имеют активное повторение и особенно организация материала, осуществляющаяся путем его включения в системы все более и более богатых семантических связей. Как писал К.Д. Ушинский, «воспитатель, понимающий природу памяти, будет беспрестанно прибегать к повторениям не для того, чтобы починить разваливающееся, но для того, чтобы укрепить и вывести на нем новый этаж» (Собр. соч. Т. 10. С. 425).

Читайте далее:

Оставьте комментарий