Онтогенез игры

Закономерности игры

В исследовании были получены следующие закономерности. Дети младшей группы (3 — 4 лет) даже в простом варианте прямого переименования действовали только с помощью экспериментатора, были пассивны, заместителей не подбирали, а лишь соглашались с предложениями взрослого. Самостоятельно функцию предмета дети изменить не могли и употребляли их в соответствии с прежними (исходными) действиями. Малыши ориентировались на фактическое употребление предметов, легко меняли под действием авторитета взрослого название предмета, но также легко его теряли, возвращаясь к исходному значению. 3 — 4 — летние дети оставались безразличными к объективным свойствам предметов, так как оказались неспособными принимать новое значение предметов. Любой предмет мог получить с их массивного согласия любое название, но не мог менять свои функции. Например, кубик использовался для построек или линейных движений, но использовать его как запряженную лошадку малыши не могли, хотя и соглашались называть кубик лошадкой.

Дети средней группы (5 — 6 лет) с интересом отнеслись к предложениям экспериментатора, активно искали необходимые замены и сопротивлялись неадекватным (с их точки зрения) переименованиям. Если же переименование принималось, то дети сохраняли новое название и использовали предмет в соответствии с новой присвоенной функцией. Простое переименование у детей средней группы не встречало затруднений. Двойное переименование пятилеткам давалось с трудом. Очевидным стало ограничение возможностей замены одного предмета другим в зависимости от его внешних функциональных особенностей. Например, деревянный шарик не может стать учительницей, но высокая кегля вполне принималась ребенком для этой роли. Физические свойства предметов, возможности манипулирования с ними и включения предмета в игровое действие определяют избирательное отношение к переименованию. Возможность включить предмет в систему связей с другими предметами игровой ситуации влияет на готовность ребенка принять новое игровое название, наименование определяется возможностью действовать.

Дети старшей группы (6 — 7 лет) первоначально сопротивлялись вторичному переименованию, стремясь сохранить за предметами фиксированное значение, а затем активно включались в действия и превращали их в новую игру — игру в «необычные замены». Первоначальная игра фактически разрушалась, действия с предметами сводились к показу функций, а физические свойства предметов теряли свое значение — все может быть всем. Для старших детей условность игрового назначения всех предметов выступает очень ясно и становится сама по себе объектом манипулирования и игры. Способ употребления предмета отрывается от конкретного, первоначального значения, название (слово) отделяется от предмета.

Рубрики

Партнеры: