Педагогика

ЗАДАТКИ

генетически детерминированные анато — мо-физиологические особенности нервной, сердечнососудистой, мышечной и эндокринных систем, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой сложного процесса формирования и развития способностей. 3. могут быть различными. Есть 3., к-рые связаны с общими и специальными способностями, центральные и периферические, сенсорные и двигательные. К 3. интеллектуальных способностей относятся следующие: 1) типологические свойства нервной системы (сила, подвижность, динамичность, лабильность и уравновешенность); парциальные свойства, характеризующие работу разных анализаторов, разных областей коры головного мозга, от к-рых зависит скорость образования временных нервных связей, их прочность, легкость дифференцировок, сила сосредоточенного внимания, генерализация связей и отношений, умственная работоспособность и т.д.; 2) индивидуальные особенности строения и функционирования анализаторов, отдельных областей коры головного мозга; 3) соотношение двух сигнальных систем действительности; 4) кровоснабжение головного мозга и др. Вряд ли есть смысл расширительно толковать 3., как это делает Р.С. Немов (1995), к-рый, кроме природных 3., выделяет также социальные, т.е. знания. Он иллюстрирует свою мысль так: напр., для того чтобы хорошо усвоить высшую математику, надо обязательно знать элементарную, и эти знания по отношению к высшим математическим способностям выступают в качестве 3.

Тип в.н.д. оказывает существенное влияние на развитие способностей человека. Так, сила нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью («живой тип») благоприятствует образованию многих волевых и коммуникативных свойств, к-рые особенно важны для становления организаторских способностей. Слабая нервная система, обладающая, по данным В.Д. Не — былицына, высокой чувствительностью, может благоприятствовать развитию художественных способностей. Каждый тип в.н.д. имеет свои достоинства и недостатки. В условиях, напр., монотонной работы лучшие результаты показывают люди со слабым типом нервной системы, а при переходе к работе, связанной с большими и неожиданными нагрузками, напротив, люди с сильной нервной системой.

Преобладание проявлений первой или второй сигнальной системы с присущим им отражением действительности позволяет выделить три типа, обозначенные И.П. Павловым, как художественный (преобладание первой сигнальной системы), мыслительный (преобладание второй сигнальной системы) и средний (равное представительство обеих систем). Основные отличия художественного типа от мыслительного проявляются в сфере восприятия, где для «художника» характерно целостное восприятие действительности, а для «мыслителя» — дробление ее на отдельные части; в сфере воображения и мышления у «художников» отмечается преобладание образного мышления и воображения, в то время как для «мыслителей» характернее абстрактное, теоретическое мышление. В эмоциональной сфере лица художественного типа отличаются повышенной эмоциональностью, а для мыслительного типа более свойственны рассудочные, интеллектуальные реакции на события. Представители среднего типа сочетают в себе черты художественного и мыслительного типов, что является предпосылкой проявления способностей в разных сферах человеческого знания. Исследования показали тесную связь обеих типологий. Люди с преобладанием первой сигнальной системы обычно имеют более сильную и лабильную нервную систему, тогда как лица с преобладанием второй сигнальной системы чаще оказывались более слабыми и инертными.

Способности отличаются от задатков, на основе к — рых они формируются. Без соответствующих 3. хорошие способности невозможны, но 3. — это вовсе не всегда гарантия того, что у человека обязательно разовьются хорошие способности. Для того чтобы способности человека ускоренно формировались и развивались на базе его 3., необходим ряд условий: человек должен иметь хорошие 3.; хотеть развить у себя соответствующие способности; быть достаточно волевым, целеустремленным и настойчивым; активно включаться в те виды деятельности, в к-рых лучше всего эти способности развиваются. Кроме того, нужны рациональные программы, средства и методы обучения; высококвалифицированные, способные педагоги, знающие, как сформировать соответствующие способности. Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в 3. Между 3. и способностями пролегает весь путь развития личности. Значение 3. для развития различных способностей неодинаково. Так, оно отчетливо обнаруживается в музыкальных способностях, существенной предпосылкой к-рых является тонкий слух. Но строение периферического (слухового) и центрального нервного аппарата — это именно 3. для развития музыкальных способностей, предпосылки их развития. Сами же музыкальные способности в подлинном смысле слова — это свойства и данные, необходимые для музыкальной деятельности. Строение мозга не предусматривает, какие профессии, специальности, связанные с музыкальным слухом, сложатся в человеческом обществе, хотя сами способности и специальности являются продуктом исторического разделения труда людей. Не предусмотрено и то, какую область деятельности изберет для себя человек и какие возможности будут представлены ему для развития данных 3. Насколько и как оформятся 3., зависит от условий индивидуального развития. По результатам этого развития, т.е. по наличной способности, нельзя сказать, каков был «вклад» 3. в развитие данной способности. Не существует пока способов определить меру участия генотипического фактора в развитии способностей.

Развитие 3. — социально обусловленный процесс: если в обществе возникла потребность в таких профессиях, где нужен тонкий музыкальный слух, и если данный конкретный человек имеет соответствующие врожденные 3., то ему легче, чем к.-л. другому, развить соответствующие способности. Именно сочетание этих факторов, вероятно, позволило семейству Бахов реализовывать 3. музыкальных способностей своих членов такое длительное время — в результате в течение многих десятилетий в Европе всех музыкантов называли «бахами». Но сказать про любого представителя этой семьи: «Он — прирожденный музыкант» — можно лишь условно, т.к. мозг его не содержит полного предопределения жизненного пути, профессии, способностей. 3. не специфичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности. Они многозначны: на основе одних и тех же 3. могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью. Так, человек, обладающий хорошим слухом и чувством ритма, может стать музыкальным исполнителем, дирижером, танцором, певцом, музыкальным критиком, композитором и т.д. Вместе с тем нельзя считать, что влияние задатков совсем нейтрально по отношению к будущим способностям. Так, особенности развития слухового анализатора скажутся именно на способностях, требующих участия именно этого анализатора. Т.о., индивидуальные 3. в какой-то мере избирательны, неодинаковы, «небезразличны» по отношению к разным видам деятельности.

В области изучения природы и сущности 3. наука делает первые шаги. Негативный материал, относящийся к указанной проблеме, пока преобладает над позитивным. Существует гораздо больше научных данных о дефектах 3., чем о структуре их продуктивных проявлений. Так, целый ряд тяжелых врожденных или приобретенных в раннем возрасте аномалий мозга (олигофрения) выступает как почти необратимый дефект 3., становящийся тормозом развития способностей.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики