Педагогика

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления (произвольные процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, речи, воображения, воли, осознания себя и своих действий и т.д.). В.п.ф. — одно из основных понятий современной психологии, введенное в отечественную психологию Л.С. Выготским и далее развитое А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем и др.

Л.С. Выготский выделял два уровня психических явлений («натуральные» и «культурные» психические процессы), считая, что первый детерминирован преимущественно действием генетического фактора, а второй — формируется всецело под влиянием социальных воздействий. Социальные воздействия определяют способы формирования В.п.ф. и тем самым их психологическую структуру. Важнейшей характеристикой В.п.ф. является их опосредствованность различными «психологическими орудиями» — знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества. Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредствование В.п.ф. представляет собой наиболее универсальный способ их формирования.

В.п.ф. — сложные системные образования, качественно отличные от др. психических явлений. Они обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Разработка теории В.п.ф. позволила обосновать положение о принципиальной возможности восстановления пострадавших психических функций за счет перестройки функциональных систем, являющихся их физиологической основой. В.п.ф. как психологические системы создаются путем надстройки новых образований над старыми, с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого. Основные характеристики В.п.ф. — опосредствованность, осознанность, произвольность представляют собой системные качества, характеризующие В.п.ф. как «психологические системы».

Закономерностью формирования В.п.ф. является то, что первоначально она существует как форма взаимодействия между людьми (т.е. как интерпсихологический процесс) и лишь позже как полностью внутренний (ин — трапсихологический) процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние психологические носит название интериоризации. Другая важнейшая черта, характеризующая логику развития В.п.ф., — их постепенное «свертывание», автоматизация. На первых этапах формирования В.п.ф. представляет собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы; затем эти действия и процессы свер — тываютси, приобретают характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура В.п.ф.

Психофизиологической основой В.п.ф. являются сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев и имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корково-корковую) организацию. Часть звеньев функциональной системы «жестко закреплена» за определенными участками мозга, остальные обладают высокой пластичностью и могут заменять друг друга, что и лежит в основе механизма перестройки функциональных систем в целом. Т.о., каждая В.п.ф. не связана с работой одного «мозгового центра» или всего мозга как однородного эквипотенциального целого, а

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте