ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

раздел физиологии, изучающий особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза, функции органов, систем органов и организма в различные периоды онтогенеза, функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе. Курс В.ф. призван раскрыть будущим психологам, педагогам и воспитателям основные закономерности физического развития детей в различные возрастные периоды. Знание этих закономерностей является важным фундаментом для более глубокого изучения и осмысления курса общей и педагогической психологии, педагогики. В.ф. помогает вооружить студентов физиолого-гигиеничес — кими основами организации учебно-воспитательного процесса школы, режима труда и отдыха уч-ся. В.ф., т.о., является базой для изучения психологии и педагогики и вместе с этими науками формирует у будущего учителя научный подход к воспитанию детей. Это делает В.ф. существенным звеном, естественнонаучной основой всей системы педагогического образования. «Первое, что должен знать педагог, — писала Н.К. Крупская, — это строение и жизнь человеческого тела анатомию и физиологию человеческого тела и его развитие. Без этого нельзя быть хорошим педагогом, правильно растить ребенка» (Крупская Н.К. Пед. Соч. Т. 5. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. С 596). Только в том случае, если воспитатель знает возрастные физиологические особенности организма детей, он может наилучшим образом развивать их умственные и физические способности.

Важную роль играет В.ф. для медицины и ее специальной отрасли гигиены. Важнейшее условие сохранения здоровья правильная организация труда и отдыха. Чтобы понять изменения, происходящие в организме ребенка при различных заболеваниях, лечить его, необходимо знание особенностей функционирования организма ребенка в условиях физиологической нормы. Гигиена детей и подростков, в том числе школьная гигиена, изучая условия жизни, обеспечивающие их нормальное умственное и физическое развитие, высокую работоспособность, укрепление здоровья, и разрабатывая на этой основе санитарно-гигиенические требования и нормативы, опирается на данные В.ф. Данными В.ф. пользуются архитекторы и строители при разработке и осуществлении санитарно-гигиенических требований к планировке и благоустройству дошкольных и школьных помещений, при проектировании лагерей отдыха детей и т.д. В.ф. как наука о функциях организма раскрывает законы деятельности головного мозга, обосновывает материальную природу сложнейших форм приспособления организма к условиям среды, показывает материальную природу психической деятельности человека, что имеет немаловажное значение в формировании диалек — тико-материалистического мировоззрения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий