Возникновение игры в детстве

Развитие ребенка на первом году жизни создает необходимые предпосылки для возникновения манипулятивных действий, которые многие исследователи выделяют в качестве генетически исходной формы игры. Манипулятивные действия возникают в результате развития сосредоточения, слежения, ощупывания, прислушивания, т. е. целостного развития координированных движений, согласующихся с зрением, слухом и тактильной чувствительностью на основе ориентировочной активности. В связи с формированием хватательных движений и самостоятельного передвижения в пространстве сфера ориентировочно-исследовательской активности ребенка расширяется. Одновременно меняется характер общения с близким взрослым и социальная ситуация развития в целом. Основными источниками развития предметной деятельности являются сенсорное, моторное развитие и развитие общения.

Вместе с тем самые простые игры с малышами часто направлены на развитие именно этих сфер психики. Например, игры на сенсорное развитие необходимы, так как слуховое и зрительное восприятие в раннем возрасте носит еще неосознанный характер и нуждается в целенаправленном руководстве. Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета и размера, формируют сенсорные эталоны, которые становятся фундаментом развития наглядно-действенного мышления ребенка. Вместе со взрослым ребенок открывает особый мир образов, цветовых тонов, формы и размера предметов. Активное, заинтересованное восприятие в рамках игровой мотивации способствует развитию предметной деятельности. В совместной деятельности со взрослым ребенок осваивает и рациональные приемы осязательного обследования предметов, и зрительного восприятия различных качеств предмета.

Не менее важной является линия развития общения со взрослым и со сверстником. Многочисленные исследования показывают, что уже к концу раннего возраста разворачиваются игровые взаимодействия между детьми, когда действия одного ребенка влияют на действия другого и условные партнеры (совместной деятельности еще нет) стремятся контролировать действия друг друга В литературе такой тип поведения обозначается как игра — ритуал, которая проявляется чаще всего в ритмичных действиях (движениях, фразах, манипуляциях с предметами), поочередно повторяемых партнерами. Е.О.Смирнова приводит следующее описание игрового взаимодействия.

Оставьте комментарий

Сохранить информацию?

Adblock
detector