Педагогика

ВООБРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ

разновидность воображения, заключающегося в самостоятельном создании новых и оригинальных образов, требующих отбора материалов, необходимых для построения образа в соответствии с собственным замыслом. В данном случае понятие «новый» может иметь двоякое значение: как объективно новое и как субъективно новое. Объективно новые образы это образы таких предметов, к-рых не существует в действительности ни в материальном, ни в идеальном виде. Субъективно новое это то, что ново для данного человека. В.т. представляет собой активное, целеустремленное оперирование наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей. Отличительной особенностью В т. является то, что объект создаваемого образа не существует в действительности, что формируется нечто новое. Создание образа стимулируется не только потребностями человека, но и интересами всего общества, уровнем его развития. В т. проявляется во всех видах искусства, в изобретениях в области науки и техники. Продукт В.т. не всегда может быть материализован, т.е, воплощен в виде вещи, но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку реализовать его на практике невозможно.

Неверно, что о силе воображения следует судить по необычности созданного образа. В связи с этим нек-рые считают наиболее продуктивным для В.т. детский возраст. Л.Н. Толстой писал о своем детстве: «…я изобразил синего зайца, потом нашел нужным переделать из синего зайца куст, куст тоже мне не понравился; я сделал из него дерево, из дерева скирд, из скирда облако…» Однако несмотря на то что представления в детском возрасте играют большую роль из-за малого жизненного опыта, отсутствия знаний и слабой критичное — ти, фантазии представляют собой скорее глубокое искажение действительности, чём подлинное творчество. Еще труднее оценить уровень представлений у больших художников.

Нужно отметить относительность различий между воссоздающим и В.т. При воссоздающем воображении, так же как и при творческом, образы объектов создаются, творятся вновь. Вероятно, нетворческого воображения, строго говоря, не бывает. У каждого человека свой Евгений Онегин и Остап Бендер, Анна Каренина и Эл — лочка Людоедка, Недаром, посещая спектакли и кинофильмы, люди выходят после окончания неудовлетворенными, утверждая, что актеры играли «непохоже». Но вероятность достичь сходства с образом,.созданным каждым индивидуальным воображением, очень мала.

Творческое преобразование действительности в В.т. осуществляется в соответствии с определенными приемами. Наиболее простым является агглютинация (в переводе с греческого склеивание). Этот прием состоит в том, что берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются, «склеиваются» так, что получается образ нового прёдмета. Этим приемом создавались мифические образы у древних народов (кентавр: туловище быка, шея и голова верхняя часть человеческого тела; русалка: туловище и голова женщины, хвост рыбы). Так комбинируются нек-рые механизмы, машины в настоящее время. Приемом создания творческих образов является аналогия. Ее сущность состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие. На принципе аналогии возникла специальная область знания и инженерного дела бионика. Известно, что бионика выделяет нек-рые свойства живых организмов как биологических моделей и предлагает их для создания механизмов. Так были созданы многие ныне действующие приборы разного назначения (локатор аналог с органами ориентации летучей мыши, электронный глаз «отпрыск» глаза леопардовой лягушки). Творческие образы создаются также при помощи акцентирования и преувеличения (преуменьшения). Первое сводится к тому, что в создаваемом образе к.-л. часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Так художник рисует карикату — ру, дружеский шарж. Он находит в лице, фигуре, конечностях человека неповторимые, присущие только ему особенности и усиливает их, выпячивает, заостряет. Карикатура, шарж несут в себе сходство с оригиналом, в то же время это сходство относительно. Писатель-юморист изображает действующее лицо, ситуацию, заострив, выпятив то, что подлежит осмеянию, что должно вызвать чувство юмора. Прием преувеличения (преуменьшения) несколько отличен от акцентирования. Если акцентирование подчеркивание части объекта, заострение, обнажение ее, то преувеличение (преуменьшение) распространяется на весь объект, на всю ситуацию. Напр.: сказки для детей «Гулливер у лилипутов», «Гулливер у великанов», «Белоснежка и семь гномов». Этот прием широко использован в народных сказках, былинах, когда герой изображается могучего сложения, со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему вести борьбу с целым вражеским войском. Наиболее сложный прием В.т. — типизация. Художники, писатели, скульпторы в большей мере опираются именно на нее. Чтобы произведение было жизненно правдивым, автор должен в персонаже, ситуации выразить не единичное лицо или событие, а типичное, много раз повторяющееся, наиболее распространенное. Типизация сложный процесс разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается зримый образ (человека, его дела, взаимоотношений с др. людьми). По этому поводу A.M. Горький писал: «Как строятся типы в литературе? Они строятся, конечно, не портретно, не берут отдельно к.-н. человека, а берут тридцать-пятьдесят человек одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это обобщенные типы». Типизация как прием воображения близко примыкает к мышлению и практически бывает трудно расчленить их в акте создания типического образа.

Воображение является существенной составной частью творческого процесса, проявляющегося в различных сферах человеческой деятельности. Тот или иной прием создания творческих образов используется в зависимости от цели, стоящей перед человеком, от материала, содержания фантазии, от богатства знаний. Напр., в инженерном деле, видимо, большее значение приобретает аналогия, в изобразительной деятельности акцентирование, типизация, в литературном труде типизация.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики

Партнеры: