Педагогика

ВНИМАНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ

разновидность внимания, направленность к-рого на тот или иной объект не связана с к.-л. намерениями, задачей или Целью и определяется только свойствами самого объекта (новизной, необычностью, яркостью, грандиозностью и т.д.). В.н, — наиболее простое и генетически исходное. Его называют также пассивным, вынужденным, т.к. оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей по механизму ориентировочного рефлекса. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям выполняемой деятельности. Стоит нам услышать по радио интересную новость, как мы невольно отвлекаемся от работы и прислушиваемся. Возникновение В.н. связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами.

К первой группе причин относятся характер и качество раздражителя. Сюда надо включить прежде всего его силу или интенсивность. Представьте себе ученика, выполняющего письменную работу. Он так увлечен делом, что может и не замечать легкого шума на улице или в соседней комнате. Но вот внезапно совсем рядом раздается громкий стук упавшей со стола тяжелой вещи. Ясно, что это невольно привлечет его внимание. Громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах и т.д. привлекают наше внимание. Важную роль при этом играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя. Поэтому если днем легкие шаги в коридоре не привлекают внимания, то те же шаги поздней ночью в полной тишине заставят вас напряженно прислушиваться. Особое значение имеет контраст между раздражителями. То же самое относится к длительности раздражителя, а также к пространственной величине и форме предмета.

К той же группе причин следует отнести и такое качество раздражителя, как его новизна, необычность. При этом под новизной понимают не только появление ранее отсутствующего раздражителя, но и изменение физических свойств действующих раздражителей, ослабление или прекращение их действий, отсутствие знакомых раздражителей, перемещение раздражителей в пространстве.

Ко второй группе причин, вызывающих В.н., относятся те внешние раздражители, к-рые соответствуют внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям. Так, сытый и голодный человек будут совершенно по-разному реагировать на разговор о пище.

Третья группа причин связана с общей направленностью личности. Именно поэтому, идя по одной и той же улице, дворник обратит внимание на мусор, милиционер на неправильно припаркованную машину, архитектор или художник на красоту старинного здания. Направленность личности тесно связана с ее прежним опытом и чувствами, поэтому их также включают в эту группу причин. То, что интересно нам, что вызывает у нас определенную эмоциональную реакцию, является важнейшей причиной В н.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте