Педагогика

ВАРИАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

1) один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России и Беларуси; следствие осознания государством, обществом, образовательным сообществом необходимости преодоления господствовавшей в школе до конца 80-х гг. XX в. унификации и единообразия образования; 2) результат реализации принципа и политики развития В.о. — свойство, способность системы образования (от федеральной системы до образовательного учреждения) предоставлять уч-ся достаточно большое многообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей (осмысленного и адекватного запросам уч-ся) выбора такой траектории. В.о., в конечном счете, нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования. Реализация идей В.о. осуществляется различными путями и способами: через создание более широкого многообразия образовательных программ и реализующих их образовательных учреждений; плюрализм и гибкость учебных программ, учебников; вариативность и возможность выбора программно-методического обеспечения, образовательных технологий. Многие из этих путей и способов могут реализовывать — ся и в условиях отдельного образовательного учреждения. При этом реальные возможности школы в плане предоставления вариативных образовательных услуг и разнообразия образовательных траекторий являются одним из важнейших показателей качества образования в школе.

Образовательные системы, построенные на принципе В.о., требуют адекватного построения структуры школы и специфического подхода со стороны систем внутри — школьного управления. В частности, в таких системах необходимы органы, службы и формы работы, к-рые могли бы взять на себя диагностику различных образовательных потребностей и возможностей школьников, оценку существующих образовательных траекторий и их соответствия имеющимся и перспективным потребностям школьников, выявление потребностей в дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, выстраивание различных образовательных траекторий, разработку и осуществление принципов комплектования классов, групп, потоков уч-ся (напр., педагогические консилиумы, годичные команды учителей). При существенных различиях между имеющимися в школе вариантами образования, эти новые варианты требуют отражения в специальной группировке учителей в общей организационной структуре школы, структуре управления.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте