Педагогика

ВАЛИДНОСТЬ

одна из важнейших характеристик психодиагностических методик и тестов, один из основных критериев их качества. Это понятие близко к понятию достоверности, но не вполне тождественно ему. Проблема В. возникает в ходе разработки и практического применения теста, когда требуется установить соответствие между степенью выраженности интересующего свойства личности и методом его измерения. В. указывает, что именно тест измеряет и насколько хорошо он это делает; чем валиднее тест, тем лучше отображается в нем то качество (свойство), ради измерения к-рого он создавался.

В. можно обосновать разными путями, чаще всего комплексно. Используются также дополнительные понятия В? концептуальной, В. критериальной и др. виды В. Требование В. весьма важно, и многие нарекания в адрес тестов или иных психодиагностических методик связаны с сомнительностью их В. Напр., В. измерения интеллекта зависит: 1) от определения понятия интеллекта, представляющего ту или иную концепцию этого феномена; 2) от состава тестовых заданий, разрабатываемых в соответствии с этой концепцией; 3) от эмпирических тестовых заданий, поэтому важен вопрос концептуальной В. Чем больше задания теста соответствуют данной авторской концепции интеллекта, тем увереннее можно говорить о концептуальной В. теста. Корреляция теста с эмпирическим критерием указывает на его возможную В. по отношению к данному критерию.

Определение В. теста всегда требует постановки дополнительных вопросов: В. для чего? для какой цели? по какому критерию? Итак, понятие «В.» относится не только к тесту, но и к критерию оценки качества. Чем выше коэффициент корреляции теста с критерием, тем выше В. Развитие факторного анализа позволило создать тесты, более валидные по отношению к идентифицированному фактору. Только проверенные на В. тесты могут использоваться в профессиональной ориентации, профессиональном отборе, в научных исследованиях.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

шестнадцать − 3 =

Рубрики

Партнеры: