УСПЕВАЕМОСТИ РОДИТЕЛЬСКАЯ ОЦЕНКА

И «двоечникам» и «хорошистам» необходимо уменьшить болезненность неудач, эмоционально преодолеть травматические ситуации, связанные со школьными оценками. Похвала им просто необходима, но необходимы и указания на ошибки, недочеты, неточности. Как же дозировать оценку в семье?

Правило первое: не бейте лежачего. Двойка, а для кого-то и четверка – достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Ребенок ждет от родителей не упреков, а спокойной помощи. Правило второе: чтобы избавить ребенка от недостатков, постарайтесь выбрать один – тот, от к-рого вы хотите избавиться в первую очередь, и говорите только о нем. Правило третье: выбирая самое главное, посоветуйтесь с ребенком, начните с ликвидации тех учебных трудностей, к-рые наиболее значимы для него самого. Но если вас обоих беспокоит прежде всего скорость чтения, не требуйте одновременно и выразительности, и пересказа. Правило четвертое и центральное: хвалить исполнителя, критиковать исполнение. Ребенок склонен любую оценку воспринимать глобально, считать, что оценивают всю его личность. В наших силах помочь отделить оценку его личности от оценки его работы. Правило пятое и самое трудное: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами, а не только с государственными нормами оценивания и нес успехами соседского Саши. Правило шестое: не скупитесь на похвалу; строя оценочные отношения с собственным ребенком, не идите на поводу у школьных отметок. Нет такого двоечника, к-рого не за что было бы похвалить. Правило седьмое: выделите в море ошибок островок успеха, на к-ром может укорениться детская вера в себя и в успех своих учебных усилий. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. При такой оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели, и он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого обмана. Для того чтобы все правила оказались действенными, необходимо объединить их в последний, девятый принцип: ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки, его следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценить является необходимым компонентом умений учиться – главного средства преодоления учебных трудностей (Л.М. Фридман, 1998).

Читайте далее:

Оставьте комментарий