Педагогика

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Г.И. Щукина называет следующие У.э.д.у.:

1. Систематическое прогнозирование учебного процесса. Планирование учителем своей деятельности позволяет видеть ее отдаленные и близкие перспективы.

Ценность и реальность его определяются многими обстоятельствами и более всего тем, насколько верно отражает планирование те цели, к-рые ставит перед школой и обучением общество. Планирование зависит от знания учителем закономерностей учебного процесса, состава его обучаемых, от учета всех имеющихся возможностей, ресурсов, резервов обучения. В перспективном планировании предвосхищаются главные направления в работе с уч-ся данного состава: поэтапное осуществление задач в образовании уч-ся, в области развивающего и воспитывающего обучения, возможные пути подведения уч — ся к новому уровню овладения знаниями, умениями и навыками; планируются также возможные организационные формы развития познавательной активности, самостоятельности, интересов, склонностей, самообразования уч-ся (уроки, факультативы, ученические научные общества, предметные кружки, олимпиады и т.д.).

Тематическое планирование предусматривает серию уроков по теме курса. Оно осуществляет систему и распределение между уроками содержания учебного материала, последовательность выполнения дидактических задач на протяжении времени, отведенного для изучения данной темы, усложнение самостоятельных работ уч — ся. В этом виде планирования находят свое отражение также практические, лабораторные занятия, контрольные работы, экскурсии — словом, все формы активизации деятельности уч-ся. Поурочное планирование требует детализации содержания (отбор фактов, формирование выводов, определение методов, рассмотрение основных идей, закономерностей, посылок), использования коллективных и индивидуальных форм обучения, общей организации учебного процесса, использования возможностей ТСО, конкретной разработки заданий, познавательных задач, алгоритмов, проблемных ситуаций, проблемных вопросов, содержания и форм самостоятельных работ у уч-ся и т.д.

2. Единство организации, регулирования и контроля как основных элементов цикла дидактических воздействий. Организация имеет не меньшее значение, чем планирование. Самые разнообразные планы могут остаться невыполненными, если нет необходимой организации условий и средств их выполнения. Не случайно А.С. Макаренко считал деятельность учителя-воспитателя гл.обр. деятельностью организаторской. Процесс организации — это в то же время и процесс постоянного регулирования в обучении правильного соотношения роли учителя и уч-ся. В свою очередь регулирование требует постоянной корректировки деятельности самого учителя, к-рая осуществляется на основе наблюдения, анализа и контроля за протеканием учения, его результатами. Так, детальное планирование может предусмотреть все условия эффективного изучения темы, но ответы уч-ся, уровень выполнения самостоятельных работ либо результаты контрольного задания не оправдывают ожиданий учителя. В данных условиях необходимо отрегулировать неполадки, прокорректировать собственную деятельность, к-рая может являться основанием недостатков учения («западения» в содержательной стороне, в отработке умений учить учиться, в предметных действиях уч-ся и т.д.). Регулирование деятельности уч-ся совершается также на основе изучения различных влияний на индивидуальность ученика (падение работоспособности, ослабленность внимания в связи с ухудшением здоровья, накопленный отрицательный опыт в данной области являются тормозом полноценного учения и т.д.). В этих случаях необходима индивидуальная коррекция, сопряженная с устранением причин отставания в учении. Наконец, важнейшим элементом цикла дидактических воздействий является контроль, своевременность к-рого может предотвратить неполадки в обучении и учении, способствовать лучшей организации и регулированию учебного процесса. В процессе контроля происходит сравнение заданной программы учебной деятельности с фактическим ее выполнением. Назначение контроля в деятельности учителя состоит в том, чтобы: установить подготовленность уч-ся к изучению и усвоению знаний; получить информацию о характере протекания деятельности уч-ся и выполнении ими самостоятельной работы; определить трудности, ошибки уч-ся и обусловившие их причины; на этой основе выявить эффективность организации, методов, средств обучения; выявить степень правильности, объем, глубину, осознанность, действенность усвоения знаний, умений и навыков. В то же время контроль необходим и для эффективности деятельности уч-ся. Он помогает ученику сравнить результаты собственной деятельности с заданными образцами, с результатами, к-рые получил товарищ, выявить собственные ошибки и неверные действия, на основе чего провести их коррекцию. Самоконтроль способствует улучшению обучения, переводу на более высокий уровень овладения знаниями, способами и приемами учения.

3. Положительный стиль руководства учителя — важнейшее условие эффективности его деятельности. Стиль руководства выражает устойчивую, характерную манеру поведения учителя, профессионально выработанную, но сопряженную с его индивидуальностью, с натурой. Эффект учебного процесса во многом зависит от такой особенности стиля работы учителя, как деловитость, энергичность. Она свойственна учителям, к-рые стремятся интенсифицировать учебный процесс. Создание деловой обстановки для напряженной совместной работы, стремление разумно использовать каждую минуту урока, насыщенность деятельности уч-ся многообразием умело отобранных интересных задач, заданий, лаконизм и точность вопросов, обращенных к уч-ся, быстрый темп урока не оставляют времени на отвлечения, создают атмосферу совместного, очень значимого труда. Оптимальность в требованиях к уч-ся в единстве с помощью при затруднениях также влияет на успех обучения. Опора на зону ближайшего развития уч-ся, усложнение деятельности поддерживают нужный тонус в учении, заставляют думать, ломать голову. У таких учителей радостно учиться потому, что видишь свое продвижение, свой духовный рост, свои возрастающие умения. Педагогический оптимизм — доверие к силам уч-ся, поддержание их инициативы и самостоятельности укрепляет у уч-ся веру в свои возможности. Учитель, обладающий педагогическим оптимизмом, обращается к ученикам за советом при затруднениях в решениях сложных вопросов, он опирается на интересы и склонности уч-ся, предоставляет им возможность развиваться в особых формах познавательной деятельности (доклады, рефераты, элементы исследования, опытничество, конструирование и т.д.). Эмоциональная отзывчивость учителя, положительный настрой его в деятельности и общении с учениками содействуют высокому интеллектуальному и эмоционально — волевому тонусу учения и повышают эффект его протекания и результаты. Неравнодушный, увлеченный учитель оказывает сильное влияние на детей своей доброжелательностью, расположенностью к уч-ся. Такой учитель знает, когда следует дать сложное задание, а когда повременить с ним; ему больше всего хочется, чтобы каждый ученик испытал успех и радость учения.

4.  Развитие коллективных форм в обучении и укрепление коллективных отношений уч-ся в учебном процессе — еще одно из важных условий эффекта деятельности учителя. Преимущества группового обучения доказаны рядом исследований. Одни ученые утверждают эффективное влияние групповой работы на приобретение знаний и умений, поскольку активные познавательные контакты уч-ся стимулируют к обмену информацией и приобретениями («уч-ся учатся друг у друга»). Другие отмечают развивающую роль группового обучения (самостоятельности мышления, интересов и склонностей). Нек- рые исследователи обращают внимание на социальные контакты, к-рые прививают чувство чести, развивают взаимопомощь, побуждают слабых подтягиваться, а сильных им помогать. Ученики приобщаются к сотрудничеству, к регулированию своего поведения в соответствии с потребностями коллектива, приучаются преодолевать конфликты и напряжения, возникающие в общении с людьми. Другие видят в развитии групповых форм психологическую ценность, осуществление социального признания, на основе чего формируется самоутверждение личности. Несомненно, что коллективные формы работы обогащают учебно-воспитательный процесс.

5.  Учет своеобразия возраста в учебном процессе, его возможностей и особенностей — еще одно важное условие эффективной учебной деятельности.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте