Педагогика

УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ПОКАЗАТЕЛИ

Одним из показателей умственного развития является наличный фонд знаний (их объем и системность). Другой важный показатель — наличие приемов учебной деятельности, обеспечивающих усвоение. По мнению И.С. Якиманской (1979), учитель при проведении устного опроса и проверке письменных работ должен выявлять и оценивать не только то, какими знаниями, умениями и навыками овладел учащийся, но и какие приемы умственной деятельности он использует (насколько они рациональны, продуктивны, экономны). Педагог должен поощрять стремление ученика самостоятельно использовать усвоенные приемы, находить в процессе работы новые, совершенствовать уже известные. Даже если ученик не сумел (или не успел) выполнить задание до конца, но ход его решения свидетельствует о том, что он пытался думать самостоятельно, «открыл» для себя новый способ решения, ранее ему неизвестный, следует обязательно положительно оценить эти попытки. Это оценка не столько результата (общего итога работы), сколько процесса его достижения, что очень важно.

Для выявления индивидуального подхода к заданию учитель должен располагать эталоном его выполнения, т.е. знанием того, какая реальная учебная деятельность (по составу действий, последовательности их выполнения) должна быть осуществлена учеником для успешного выполнения задания, исходя из его конкретного содержания. Располагая таким эталоном, он может легко выявить, как фактически складывался процесс выполнения задания у того или иного ученика, какие приемы он применял, насколько они рациональны и т.п. Анализ приемов учебной работы (как правильных, так и ошибочных), к-рыми пользуются уч-ся в работе, дает возможность учителю выявлять характер отклонения в выполнении учеником задания от разработанного эталона, его психологическую природу. При одинаковом запасе знаний могут быть в разной степени развиты приемы учебной работы, что будет сказываться на общей продуктивности усвоения. Нет однозначной (линейной) зависимости между объемом усвоенных знаний и уровнем развития основных мыслительных операций. Это разные, хотя и тесно взаимосвязанные показатели.

Одни уч-ся могут использовать усвоенные знания только в условиях, максимально близких к тем, в к-рых были получены. Другие, при том же объеме усвоенных знаний, самостоятельно (по собственной инициативе) расширяют область их применения, легко находят новые способы выполнения задания, применяют знания в нестандартных условиях. Широта, самостоятельность, вариативность применения знаний (перенос на новые задания) являются важными показателями уровня развития мышления.

Рубрики

Партнеры: