Педагогика

УМЕНИЯ ПРЕДКОММУНИКАТИВНЫЕ

совокупность умений, к-рые служат предпосылкой (благоприятным фоном, почвой) для успешного общения между людьми, включая педагогическое общение (Е.С. Рапаце — вич, 2002). Термин «У.п.» введен в психологию А.А. Леонтьевым (1979). Им же и разработаны упражнения для развития умений предкоммуникативной ориентировки. Вот они:

1.  Выберите в программе телепередач фильм или телеспектакль, к-рый вы не видели и содержание к-рого вам совершенно незнакомо. Попросите к.-л. из ваших родственников или друзей посмотреть его с начала до конца. Выберите любое время в середине фильма и посмотрите его в течение пяти минут. Затем выйдите в др. комнату и попытайтесь как можно подробнее письменно охарактеризовать одного-двух героев, действовавших в увиденном вами отрывке, их отношения и по возможности предсказать их дальнейшую судьбу в рамках сюжета. По окончании фильма сравните ваши впечатления с мнением «контролера». Стремитесь указать не «анкетные» данные, а по возможности больше различных психологических качеств (интеллект, эмоциональность, волевые качества, внимание и т.д.). Выбирайте фильм, действие к-рого происходит в условиях привычной вам культуры — русской, украинской, белорусской и т.п. Повторите такое упражнение несколько раз. Когда вы научитесь более точно и более полно характеризовать героя, уменьшите время просмотра до трех, а затем до одной минуты.

2.  Вы ездите на работу в общественном транспорте. Приучите себя каждый раз, выбрав незнакомого пассажира, «угадывать» его профессию, служебное, общественное и семейное положение, биографию и т.д. Постарайтесь отдать себе отчет, что именно в его внешности, поведении, речи приводит вас к той или иной гипотезе.

3.  Зайдите во время родительского собрания в класс, где вы не преподаете. Попытайтесь проделать то же, наблюдая родителей (преимущество здесь в том, что вы можете проверить свои впечатления по классному журналу или в беседе с классным руководителем).

4.  Посетите урок в классе, где вы не преподаете (желательно в 8-10-м) и понаблюдайте за уч-ся. Постарайтесь ответить на следующие вопросы: а) кто из уч-ся пользуется среди своих товарищей наибольшей популярностью и уважением? б) почему (личностные качества)? в) то же — наименьшей? г) почему? д) укажите самого большого «индивидуалиста» в классе; е) постарайтесь выделить группы уч-ся, связанные более близкими отношениями. Что может их связывать? Если это не удастся за один урок, посетите др. уроки в том же классе. Проверьте свои впечатления у классного руководителя.

5.  Понаблюдайте в течение пяти-десяти минут за беседой незнакомых вам людей одного или близкого возраста на улице, в кафе и т.п. Постарайтесь ответить на следующие вопросы: а) характер связывающих их отношений (формальные, т.е. служебные; простое знакомство; приятельские отношения; интимные отношения, близкая дружба, любовь; родственные отношения)?; б) происходит ролевое или личностное общение? Какую роль «проигрывает» каждый из собеседников («шеф», старший и более опытный, «настоящий мужчина», любящий муж, деловой человек и т.п.)? Кто является лидером и находится в более «высокой» социальной позиции? в) есть ли у беседы «второй план», подтекст? какой? г) естественно ли ведут себя собеседники? Есть ли у вас впечатление, что нет, почему оно возникает? За счет чего поведение неестественно: личностные особенности одного из собеседников? Тема, содержание и др. признаки самого общения? Эмоциональное напряжение? д) попытайтесь предсказать конец беседы. Конфликт? Кто распрощается и уйдет первый? «Техника» прощания: кивок, рукопожатие, поцелуй и т.п.? Если беседа происходит в кафе или аналогичном месте, кто расплатится? Кто поднимется первым? Кто пропустит др. вперед при выходе?

6.  Посетите с кем-либо из коллег урок незнакомого вам (и ему) учителя, желательно в др. школе. Независимо друг от друга охарактеризуйте поведение этого учителя на уроке, пользуясь следующей схемой: а) доброжелателен, держится ободряюще — недоброжелателен; б) стимулирует инициативу, допускает выражение собственного мнения, свободное поведение уч-ся — авторитарен, третирует уч-ся, не терпит возражений, собственных мнений, свободной манеры себя держать, одергивает и все время держит учеников под жестким контролем; в) заинтересован, активен, «выкладывается» — безразличен,

4 «себе на уме»; г) открыт, не боится открыто выражать свои чувства, показывать свои недостатки — думает только о престиже, носит «маску», старается во что бы то ни стало держаться за свою социальную роль; д) динамичен и гибок в общении, легко схватывает и разрешает возникающие проблемы, «тушит» возможные конфликты — негибок, не видит проблем и не умеет заметить намечающегося конфликта; е) вежлив и приветлив с уч-ся, уважает их достоинство, индивидуализирует общение с разными уч-ся — общается только «сверху вниз», одинаково со всеми, не дифференцируя своего общения; ж) может поставить себя на место уч-ся, взглянуть на проблему (конфликт) его глазами, создает у говорящего ученика чувство, что его правильно понимают — все видит только «со своей колокольни», невнимателен к говорящему, создает у него ощущение, что его не понимают; з) активен, все время находится в общении, держит класс «в тонусе» — пассивен, пускает общение «на самотек».

Оцените эти стороны поведения учителя по пятибалльной системе. Сравните оценки, выставленные вами и вашим коллегой. В случаях расхождения постарайтесь вместе вспомнить, какие отдельные слова, поступки и т.д. привели вас и его к тому или иному мнению.

7.  Ответьте на вопросы из упражнения 4 применительно к классам, где вы преподаете. Попросите др. учителей ответить на них же. Сравните результаты и в случаях расхождения попытайтесь обосновать свою точку зрения.

УМЕНИЯ ТРУДОВЫЕ. Понятие «У.т.» получило широкое распространение в литературе, в практике обучения и не вызывает разноречий в толковании. Хотя строгого определения его содержания, как правило, не дается, но подразумевается, что У.т. — это умения осуществлять труд, если его рассматривать не в широком смысле слова, когда он становится синонимом практически всякой деятельности (умственный труд, труд ученого, художника, солдата и т.д.), а в том конкретном смысле, в к-ром употреблял его К. Маркс, говоря, что «труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в к-ром человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует

и контролирует обмен веществ между собой и природой». Т.о., У.т. — умения осуществлять деятельность по непосредственному преобразованию материальной действительности, в т.ч. и в первую очередь — в производительном труде в сфере материального производства (A.M. Новиков, 1984). Часто также употребляется термин «практические умения». По отношению к У.т. его, очевидно, следует рассматривать как более общее понятие — любая практическая деятельность направлена на реальное изменение наличного материального бытия — не только природного, но и социального, человеческого. Широко распространен также термин «профессиональные умения». Их следует рассматривать скорее не как самостоятельный класс умений, а как четко определенный круг и определенное качество У.т., характеризующих высокий уровень качества выполнения трудовых действий, без к-рых нельзя обеспечить качественные и количественные требования, предъявляемые современным производством к результатам труда рабочего. Для профессиональных умений характерны высокая точность и скорость выполнения действия, устойчивость, т.е. способность сохранять точность и темп действий, несмотря на побочные явления; гибкость (пластичность), т.е. способность рационально и творчески действовать в изменяющихся условиях, осуществлять действие разными способами, каждый из к-рых наиболее эффективен в том или др. конкретном случае; прочность — когда умение не утрачивается за относительно длительное время, в течение к-рого оно не применялось. У.т., а тем более навыки в большинстве своем специализированны, предназначены для решения к.-л. конкретной задачи в конкретном виде деятельности, т.к. труд всегда конкретен. Однако многие умения необходимы для любой деятельности или являются общими для нек — рых видов деятельности. Так, к общедеятельностным умением (навыкам) можно отнести локомоции (ходьба, бег), поддержание позы, чтение, письмо и др. Психологами и педагогами выделяются общетрудовые умения, необходимые для любой трудовой деятельности (планирование, организация работы, самоконтроль и др.). Вопросы формирования общетрудовых умений подробно раскрыты в работах Е.А. Милеряна, В.В. Че — бышевой и др. авторов. Общетехнические умения — это умения чтения и составления чертежей, выполнения технических расчетов, измерений, настройки и наладки технических устройств и т.д. Нек-рые авторы рассматривают также политехнические умения. Так, П.Р. Атутов определяет политехническое умение как способ практической реализации знания типичных, общих сторон технических объектов, процессов производства и их научных основ. По мнению автора, это умение, отличающееся гибкостью и широтой применения, связано с основным решением интеллектуально-практических задач (конструирование, разработка путей и средств унификации, оптимизация процессов производства и управления ими и т.д.). Следует добавить, что общедеятель- ностные, общетрудовые, общетехнические, политехнические умения являются объектами самостоятельных исследований.

Рубрики

Партнеры: